К тому моменту танк уже сформировался, так что Шашмурину, которого назначили ведущим инженером танка, предстояло его допиливать. Для него Шашмурин придумал пучковую торсионную подвеску: вместо одного длинного торсиона ставилось несколько коротких, что сделало конструкцию более компактной. Кроме того, пучковые торсионы оказались эффективнее. Также Шашмурин разработал эжекционную систему охлаждения, оказавшуюся более эффективной, прорабатывалась иная конструкция коробки передач. Наконец, полем его деятельности стало общее техническое руководство проектом, а также общая компоновка танка. Собственно, ИС-7, который мы знаем, стал таковым как раз при Шашмурине. Именно про него в своё время писал известный испытатель Е.А. Кульчицкий:
«Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю».
Но почему-то в феврале 1949 года была получена команда сверху работы по ИС-7 прекратить. Обычно возникает ряд гипотез, почему так получилось. Собственно, темой ИС-7 я занимаюсь давно, но пока что, честно говоря, не совсем уверен, что готов про него писать. Сейчас поймете почему.
Есть такой принцип - доверяй, но проверяй. Вот и в истории отечественного танкостроения этот принцип более чем уместен. Ибо мемуары - это прекрасно, но для полноценной информации надо глубоко рыть. И даже если отбрасывать ЦАМО РФ, где, собственно говоря, лежит по данной теме самый ЖЫР, то и в РГАЭ, по фонду Минтрансмаша, много чего лежит. Могу сразу сказать, что многое написанное про ИС-7 и самоходки на его базе - реально чепуха, по ряду причин пока писать не могу, но реальный Объект 263, например, это совсем не то, что за него выдают. Не говоря уже о том, что было две принципиально разных машины, на двух разных базах и даже с абсолютно разными орудиями.
ИС-7 часто называют обогнавшим своё время. Но были и сосем иные причины, почему он не пошел в серию.
Так вот, в случае с ИС-7 переписка выглядит немного так по-разному. Нет, про него есть и хвалебные отзывы, но могу сразу сказать - к выпуску опытной серии Кировский завод не был готов в принципе. А что касается его испытаний, то мнение Вершинина осенью 1948 года было ну оооочень далеким от воспоминаний Кульчицкого.
РГАЭ, фонд 8734, опись 6, дело №318, л.232-235
Собственно говоря, таким образом ИС-7 в Кубинке и оказался. Исходя из того, что тут написано, машина в том виде, как образец №3, в серию бы не пошла. А дальше стало понятно: ИС-4 и так был мега-геморрой, а тут и вовсе суши весла. Про цену лучше даже не спрашивать, если уж Т-54 выпуска 1947 года стоили 1,3 миллиона (как 2 ИС-4), то про ИС-7 установочной серии в 15 экземпляров стоил как чугунный мост. Так что тему еще копать и копать. Ну а что там хвалебные мемуары - ну сколько людей, столько и мнений.
Статья к 110-летию Шашмурина: https://warspot.ru/17657-v-teni-leningradskih-grandov