Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Командирский бронематюгальник

Во Вторую мировую войну немецкая армия вступила, имея огромные проблемы со средними танками. Если танк поддержки (Pz.Kpfw.IV) оказался вполне удачной машиной, то основной средний танк (Pz.Kpfw.III) пришлось дорабатывать три года. В результате на начало войны в боевых частях было немногим больше полусотни таких танков. Надо, правда, сразу иметь в виду, что у противников ситуация была еще хуже. У поляков приличных танков имелось около 150 штук, при этом средних танков не имелось вовсе. В Чехословакии средними танками занимались довольно долго, даже успели принять таковой на вооружение, но в серию он не успел. Да и воевать с Чехословакией не пришлось: в марте 1939 года ее оккупировали, после чего протекторат Богемия и Моравия стал одним из немецких мега-заводов.
Ситуация с Pz.Kpfw.III более-менее выправилась к началу французской кампании. К началу кампании во Франции вермахт имел 381 Pz.Kpfw.III, это всё равно являлось недобором, причем весьма существенным, посему как средние танки применялись чехословацкие Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t). Суммарно чешских танков у немцев было практически столько же, сколько и Pz.Kpfw.III. Тем не менее, это уже существенно отличалось от ситуации осени 1939 года, тем более что ежемесячный выпуск танков данного типа превысил 50 штук. У основных противников, французов и англичан, ситуация была куда хуже. Кроме того, с лета 1940 года в войска массово пошли танки новой версии - Pz.Kpfw.III Ausf.G. Производство данной версии началось с марта 1940 года, но во Франции эти машины почти не "засветились". Вместе с тем, из ранних Pz.Kpfw.III данная версия стала самой массовой - сдали их 600 штук. Эта же версия стала самой изменчивой. Переделывали установку вооружения, смотровые приборы, ходовую часть. Всё это стало итогом работ, запущенных еще в 1939 году. Также эти танки получали дополнительную броневую защиту лобовой части корпуса. Ну а прошедшие модернизацию танки данного типа стали самыми массовыми к моменту нападения на Советский Союз.

Помимо линейных Pz.Kpfw.III, выпускались и командирские машины. На базе Ausf.G их не делали, зато большой объем выпустили на шасси более поздней машины - Pz.Kpfw.III Ausf.H. Приоритетным направлением постройка командирских машин не являлась, поэтому первые 2 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H были сданы Daimler-Benz только в ноябре 1940 года. Серьёзно производство развернулось уже в декабре, когда завод сдал 27 танков. В дальнейшем выпуск командирских танков этой модификации почти никогда не превышал объёма в 20 машин в месяц. Pz.Bef.Wg.Ausf.H с небольшими перерывами выпускался аж до января 1942 года, когда было сдано 14 танков. Ну а общий объем выпуска командирских танков данного типа составил 175 штук. Для немцев сумма внушительная.


Pz.Bef.Wg.Ausf.H с громкоговортителями

Как и базовые танки, Pz.Bef.Wg.Ausf.H имел некоторые изменения конструкции. Окончательно облик Pz.Bef.Wg.Ausf.H сформировался к середине 1941 года, к тому моменту муляж 3.7 cm KwK заменили муляжом 5 cm KwK 38 L/42. А до того вносилась целая масса изменений, включая и доработку ходовой части. Не говоря уже о том, что в частях могли вносить дополнительные изменения. Например, вот такое. В составе немецких войск имелись отдельные роты пропаганды, которые имели, в том числе, и звуковещательные машины. Обычно их делали на базе легковых машин, либо грузовиков, но редко попадались и подобные конверсии. Смысл вполне понятен: звуковещательная машина являлась приоритетной целью, а тут попробуй ее расковырять.


Вооружение - три матюгальника и курсовой пулемет.

Немцы были отнюдь не единственными, кто использовал подобные машины. Агитационные танки имелись и в Красной Армии, а в 1944-45 годах их активно применяли и американцы. Причем вполне эффективно.

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.G-H: https://warspot.ru/11139-perehodnaya-troyka
Tags: pzkpfw iii
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Наши в городе"

    Как известно, 22 сентября 1939 года, в соответствии с достигнутыми договоренностями, немцы покинули Брест, за который несколько дней шли ожесточенные…

  • Большой космический долгострой

    Одной из космических программ, которые развиваются долго, но упорно, является "Ангара". Начало работ по этой теме датировано еще 1992 годом, как и у…

  • Лихой кавалерийский бантик

    В 1940 году на испытания вышли три легкие полноприводные машины - Bantam BRC 60, Ford Pigmy и Willys Quad. Победу одержал Bantam, вскоре появилась…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment