Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

На подхвате идей

Чешская промышленность в годы Второй мировой войны - это вообще отдельная тема. Если BMM пыталась как-то придерживаться одной линии и развивать платформу, в своё время разработанную Алексеем Суриным, то у Škoda была своя атмосфера. Компания из Пльзени первое время тоже пыталась как-то пропихнуть разработки довоенного периода, но позже ситуация начала меняться. Случилось это после прихода на должность генерального директора компании Вильгельма Фосса. Фосс носил звание почётного штандартенфюрера (полковника) СС. На деле он, подобно Порше, пользовался членством в национал-социалистической партии и СС для продвижения по служебной лестнице. Вильгельм Фосс являлся опытным управленцем: он стоял у истоков Reichswerke Hermann Göring, мощнейшего промышленного конгломерата Третьего рейха, причём с 1939 по 1941 год возглавлял его. Škoda, к слову, с 1939 года вошла в состав этого объединения. Появление Фосса на месте руководителя Škoda стало первым признаком того, что чешская фирма постепенно входит в структуру СС. Окончательно под контроль СС предприятие перешло в марте 1942 года.
С одной стороны, Škoda под Фоссом мало что смогла сделать непосредственно на ниве танкостроения. Большинство ее проектов, например, Panzerkampfwagen T-25, так и остались в виде эскизных проектов. Зато на ниве артиллерии имелась целая куча разработок. Ну и еще про одну вещь забывать не стоит. Škoda включили в общую структуру, которая была задействована в разработке и выпуске танков конструкции Porsche K.G. Непосредственно в Пльзени занимались подвеской и ходовой частью, о чем не все помнят. Кроме того, СС-овсцы использовали Škoda как альтернативный источник разработки самоходок. Например, 30,5 cm schwerer Granatenwerfer in Selbstfahrlafette, альтернативный вариант тяжелой САУ, которую разрабатывали в пику Grille 17/21. Дальше проекта дело не пошло, но вот что интересно. Уже после войны Škoda, не особо парясь, начала работы над примерно тем же самым, но уже с использованием другого шасси. Тоже немецкого.

Собственно, половина машины у чехов была собственная. Речь идет о боевой части - 30,5 cm schwerer Granatenwerfer, 305-мм миномет, чтя разработка началась в январе 1945 года и завершилась через 20 дней. В апреле 1945 года успели изготовить опытный образец, причем весьма недурная получилась конструкция. Как показали испытания, 160-кг мина 30,5 cm schwerer Granatenwerfer могла лететь на дистанцию до 10 км. Единственной проблемой было то, что масса миномета достигала 9 тонн, плюс необходимость времени на приведение в боевое положение, вот это всё. Посему и возникла идея создания чего-то типа Grille 17/21.


Схема 30,5 cm schwerer Granatenwerfer

После войны, разумеется, о шасси вроде Grille 17/21 речи не шло. Зато имелись танки более массовые - Pz.Kpfw.Panhter. Так что Škoda решила воспользоваться немецким наследством. Так появился вот этот проект - "30,5-см миномет на самоходном лафете". Датирован он октябрем 1946 года и в целом не особо отличался от 30,5 cm schwerer Granatenwerfer in Selbstfahrlafette. Разница, прежде всего, в "лафете". Согласно расчетам, боевая масса машины составляла 45 тонн, то есть повторяла базовое шасси Pz.Kpfw.Panhter. Максимальная скорость должна была составить где-то 25-30 км/ч. Аналогично 30,5 cm schwerer Granatenwerfer in Selbstfahrlafette, на днище появлялась опускаемая платформа, на которую машина опиралась, когда бабахала. Боекомплект составлял 9 мин, которые размещались на надмоторной плите. В общем, дешево и сердито (нет).


30,5-см миномет на самоходном лафете

Существовал еще и альтернативный боеприпас, более тяжелый. Его масса составляла 235 килограмм, а летел он на дистанцию в 7 километров. Впрочем, он не понадобился. Чехословацкой армии сей кадавр был не нужен, так что проект ушел под сукно. Но да, матёрая конструкция.

Статья по Grille 17/21: https://warspot.ru/16583-sverchok-pererostok
Tags: чешская бронетехника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закрытие мотосезона

    В это году погода такая, что мотоциклисты еще не ушли н покой, нет-нет, да проносятся. Ну а 79 лет назад мотосезон закрывался зачастую принудительно.…

  • "Давайте есть пчел"

    Традиционное вечерне-пятничное. Русификация, конечно, дело хорошее, но в меру, тут явно что-то пошло не так.…

  • "Вернуть всё взад!"

    Смена вывесок и названий является давней забавой много где. Вот и у нас после революции пошла волна переименований, вполне рядовое явление, особенно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment