Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Компоновочные страдания

Компоновка танков является довольно больной темой, которую с завидной периодичностью пытаются пересмотреть, правда, обычно это приводит к возвращению на круги своя. В общем-то еще со времен Renault FT мало что изменилось: отделение управления находится впереди, дабы получить наилучший обзор, за ним размещается боевое отделение, а за ним моторно-трансмиссионное отделение. После ряда попыток убрать ведущие колеса вперед они, на танках, так и остались позади, вместе с элементами трансмиссии, хотя на части боевых машин трансмиссию перенесли вперед. Это позволило сделать корпус короче, но по итогу именно танки, в большинстве своём, так и сохранили классическую компоновку.
Между тем, идеи со сменой компоновочной схемы гуляют уже давно. Желание утащить боевое отделение назад, а МТО вперед, реализовали еще в годы Первой мировой войны, более того, Medium Tank Mk.I и ряд других танков 20-х годов сделали точно так же. Ну и вспоминается Pz.Kpfw.Maus, у которого моторное отделение тоже впереди. Посему не стоит удивляться тому, что среди любителей союзных бронефантазий нередко возникают подобные идеи. У них, правда, это делается обычно для того, чтобы "было не скучно", но в реальности часто эти страдания имеют вполне реальную подоплеку. Причем продолжались они довольно долго.

Вот этой штуковины, разумеется, в природе не существовало. Автор решил, что текущий Т-10 слишком "скучный", в результате получился элегантный "тапочек". Между тем, данная фантазия совсем даже не лишена смысла. Дело в том, что во второй половине 40-х годов интерес к боевому отделению с кормовым размещением снова вырос. Причем это касалось, прежде всего, танков тяжелого типа.



Причиной тому стали, в том числе, и возросшие габариты орудийных систем. Так получалось, что орудия калибра 122, 130 и даже 152 мм (да, были и такие танковые пушки) слишком далеко торчали вперед, в результате вылет орудий за габариты оказывался запредельным. Кроме того, с такой компоновкой также появлялась возможность снизить габариты корпуса или оставить их в разумных пределах. Правда, возникала одна и та же проблема. Для механика-водителя места в корпусе "тапка" не оставалось. Советские конструкторы были не одиноки: примерно то же самое случилось при проектирование Chrysler K. Его также сделали с кормовым расположением БО, и у него тоже места под мехвода не оставалось. А решение проблемы оказывалось универсальным: весь экипаж переселялся в башню, которая становилась 4-местной. Из советских танков 40-х годов такую компоновку получили Т-64 (это первый вариант танка, с боевой массой 40 тонн и 800-сильным оппозитом, а также 100-мм пушкой Д-46), вариант танка К-91 с кормовым размещением БО, а также Объект 718 (по крайней мере, единственный известный из вариантов шасси именно "тапок"). Дальше бумаги дело не пошло, но сама идея была популярной.


https://www.facebook.com/groups/1163852143693824/permalink/3153872388025113/

Несмотря ни на что, идея танка с кормовым расположением боевого отделения продолжала рассматриваться и в 50-е годы. Ее даже продолжали рассматривать в виде тяжелого танка (то, что в WoT называется СТГ, на самом деле тяжелый танк). Но после испытаний Объекта 416 как-то с "тапками" притихли. Слишком неоднозначным оказалось размещение мехвода в башне. Тем не менее, серийные танки с кормовым расположением башни существуют. Это Merkava и Scorpion, из самых известных. Самое смешное, что отчасти они повторяют идеи Medium Tank Mk.I, то есть мехвод спереди и чуть сбоку, а мотор сбоку от мехвода.

Союзные бронефантазии: https://warspot.ru/8714-fantazii-dlya-antigitlerovskoy-koalitsii
Tags: союзные бронефантазии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Скоростная штурмовая конверсия по-немецки

    Немцы в годы Второй мировой войны отличились, в хорошем смысле этого слова, на нескольких направлениях, связанных с танкостроением. Для начала, они…

  • Дайджест статей за июль 2021 года

    Если июнь был, скажем так, месяцем весьма активным, то июль, особенно его вторая половина, стал летом в полном смысле этого слова. Все, кто смог,…

  • С мыслью о народе

    У нас тут через полтора месяца новые выборы, посему агитация идет по полной программе. Ее много и на билбордах, и много где еще. В том числе и на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments