Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крупный калибр на спецшасси

С точки зрения технических решений американское танкостроение обычно шло по пути наименьшего сопротивления. Это означало, что при создании самоходных артиллерийских установок обычно использовалось базовое танковое шасси, в которое вносились минимальные изменения. Обычно речь шла вообще о том, что в шасси переделки не вносятся, то есть машину вписывают как есть. Данное решение ускоряло разработку и внедрение в производство, но при этом усложняло жизнь не только конструкторам, но и расчету. И если с обычными САУ такое более-менее проходило, то боевые машины, вооруженные тяжелыми орудиями, требовали немного иного подхода.
Существовал также вариант, когда шасси вроде как было неизменно, но при этом проводилась некоторая перекомпоновка агрегатов. Это было нужно для того, чтобы создать в кормовой части боевое отделение, позволяющее разместить там тяжелое и габаритное орудие. Среди американских машины первой серийной машиной с таким боевым отделением стала Gun Motor Carriage M12, на которую удалось, не меняя серьёзно базу, впихнуть 155-мм орудие M1917/M1918. Помимо орудия, еще удалось и разместить минимальный боекомплект, а также расчет из 6 человек (из них 4 в боевом отделении). Машина получилась удачной, вот только пошла она в бой спустя почти 2 года после принятия на вооружение. Отчасти это было связано со странной позицией командования американской полевой артиллерией, считавшей, что быстроходных тягачей ей хватит. Этих бы деятелей в поле, да потаскать, даже с тягачем, по дерьмищам. Так или иначе, но хоть какое-то понимание о необходимости подвижной САУ появилось, а вместе с ним и осознание, что надо их строить дальше. Так начиналась работа над машиной, которая позже получила обозначение Gun Motor Carriage M40. Она весьма существенно отличалась от GMC M12, в том числе и с точки зрения проектирования шасси.

Опыт эксплуатации GMC M12 в войсках показал, что идея простой перекомпоновки серийного шасси оказался не совсем чтобы верным. Нет, машина была удачной, но места маловато. Поэтому для GMC M40 избрали несколько иную концепцию. Тем более на машине ставилась более крупная система - M1A1 Long Tom, также калибра 155 мм. По этой причине шасси танка в чистом виде использовать было нельзя, ибо даже по исходным данным боевая масса машины получалась 30 390 кг, то есть на уровне Medium Tank M4. А уровень подвижности ожидался высоким. В результате было решено строить шасси с использованием компонентов Medium Tank M4, а также радиальным мотором Continental R975 C4 как наиболее компактным с точки зрения длины. Разработка данного шасси легла на плечи Танково-автомобильного центра в Детройте, а также компании Pressed Steel Car Company (Питтсбург, штат Иллинойс). На шасси установили подвеску HVSS, которая показала себя явно лучше, чем VVSS. Во-вторых, шасси получило цельнометаллические траки T66, имевшие ширину 580 мм.


GMC M40, новый подход к вопросу базы для САУ.

Уже позже выяснилось, что 30390 кг было крайне оптимистичным подсчетом боевой массы. На самом деле она составила 37 тонн. Оно и немудрено: даже с учётом того, что толщину брони GMC T83 снизили до 12,7 мм по периметру, машина была на 1280 мм длиннее, на 530 мм шире и на 105 мм выше базового танка (и это не считая орудия, с ним высота GMC T83 составляла 3300 мм). Вместе с тем удельное давление на грунт благодаря широким тракам составляло 0,75 кг/см2, да и удельная мощность даже при штатном режиме работы мотора составляла 10,8 л.с. на тонну — вполне нормальные показатели. Согласно изначальным требованиям, боезапас должен был составлять 25 выстрелов, но на практике их оказалось 20. Так или иначе, но новая орудийная платформа получилась очень удачной. Как показали испытания, машина могла вести огонь даже прямой наводкой, не опуская сошника. Крайне полезная особенность, когда требовалось срочно открыть огонь почти с ходу (для штурма «Линии Зигфрида» и подобных задач — немаловажная функция).


С точки зрения компоновочных решений GMC M40 была явно удачнее предшественницы.

Серийные машины на Вторую мировую войну не успели, но зато два предсерийных образца вполне повоевали. Местом службы стал 991-й артиллерийский дивизион, который действовал совместно с 3-й бронетанковой дивизией. Одна из этих машин стала первой, что открыла огонь по Кёльну. Удачный боевой дебют сказался и на объёме выпуска - заказали 600 таких машин. Правда, в связи с концом войны заказ сократили до 418 штук. Тем не менее, машина довольно долго служила, причем не только в американской армии, да еще и повоевала в Корее.


Более масштабным стало применение GMC M40 в Корее.

Опыт создания GMC M40 стал важным для американского танкостроения. Данная машина показала, что лучше создавать шасси с танковыми агрегатами, чем пытаться втиснуться в имеющуюся базу. Наследники GMC M40 исповедовали как раз такую концепцию.

Статья по GMC M40: https://warspot.ru/17707-povtorenie-na-novoy-baze
Tags: m4 medium tank, американские САУ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Картошка домашняя, свежая, разваристая, очень вкусная!"

    В Европе со всевозможным эхом войны ситуация до сих пор выглядит весьма ударно. Копали, копают, и будут копать, а находят много чего интересного.…

  • С намеком

    Суровый кулинарный маркетинг из Воронежа. Не знаю, конечно, может это и новая мода, но я бы не стал там есть. А то реклама какбе намекает...…

  • "Убрать как чужеродный элемент"

    Может показаться, что особисты и представители военного трибунала были едва ли не абсолютной властью. Но такое бывало далеко не всегда. Если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments