Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Добавочная пушка для тяжелого истребителя

12 марта 1944 года Сталин подписал постановление ГКО №5378сс «Об увеличении производства тяжёлых танков, артиллерийских самоходных установок ИС, мощных танковых пушек и 122-152 мм снарядов». Данное постановление стало сигналом к началу выпуска новой самоходной артиллерийской установки - ИСУ-122. С момента возникновения идеи данной машины и принятием решения о ее выпуске прошло немногим меньше года. Кстати, если бы не Сталин, явно прошло бы еще больше месяца. Военные долго телились, точнее, два ведомства (ГБТУ КА и ГАУ КА) никак не могли разобраться, что им надо. Несмотря на то, что еще в конце 1944 года, со второй попытки, удалось всё же создать опытный образец, получивший обозначение Объект 242, поначалу работы по нему не были форсированы. Несмотря на то, что испытания Объекта 242 прошли еще в декабре 1943 года, ни в январе, ни в феврале 1944 года по данной машине не наблюдалось никакой активности. Более того, речь шла об испытаниях на Гороховецком АНИОП — что же касается заводских испытаний, то они вовсе не проводились, а позже машину переделали в ИСУ-130. Столь странная ситуация объясняется несколькими причинами. Во-первых, испытатели требовали установки на машину 122-мм орудия А-19 с клиновым затвором. Как раз в начале 1944 года работы по такому орудию с клиновым затвором шли для ИС-2, такое же орудие ждали для самоходной установки. Во-вторых, орудие А-19 с начальной скоростью снаряда 800 м/с ещё осенью 1943 года считалось недостаточным и для танка, и для САУ. Жали чего-то более мощного.
В случае с ИСУ-122 пинок с самого верха стал очень кстати. Ибо работы по советским гроссшланге затянулись и ничем особенным не кончились, а ГБТУ с ГАУ долго бы мяли органы на тему того, надо оно им, не надо. А так уже в апреле 1944 года были сданы первые машины, являвшиеся самыми массовыми в мире тяжелыми истребителями танков. Появление А-19 на данном шасси было связано именно с тем, что понадобился тяжелый "истребитель". 122-мм корпусная пушка поражала немецкие танки и САУ на больших, чем МЛ-20, дистанциях, да и скорострельность была выше. Собственно говоря, уже вскоре ИСУ-122 должна была стать основной в линейке ИСУ. Но очень быстро выяснилось, что объемов выпуска А-19 недостаточно. отчасти поэтому появилась альтернативная машина - Объект 249, она же ИСУ-122с. Она стала своеобразной добавкой к ИСУ-122, но при этом базовая машина так и осталась в серии.

Собственно говоря, ИСУ-122с была именно тем, что предполагалось иметь изначально. То есть военные ждали А-19 с клиновым затвором, которая по скорострельности превосходила обычное орудие. Такое орудие запустили в серию с февраля 1944 года — оно называлось Д-25Т и ставилось на тяжёлый танк ИС-2. Логичным решением виделось создание самоходной версии орудия, но не всё было так просто. Дело в том, что Д-25 и А-19 – далеко не одно и то же. От А-19 танковое орудие, разработанное КБ завода №9, унаследовало только баллистику и затвор, а при переходе на клиновой затвор осталась только баллистика. В результате получилось два варианта: либо адаптировать под трубу А-19 клиновой затвор, разработанный КБ завода №9, либо адаптировать саму Д-25 под установку в рубку ИСУ-122. От первого варианта отказались довольно быстро, поскольку делать сразу два варианта А-19 завод №172 был не в состоянии. Таким образом, в марте 1944 года остался единственный вариант — адаптация танкового орудия под самоходную установку. Именно такую систему и поставили на Объект 249.


ИСУ-122с в Польше, 1946-48 годы.

Надо сказать, что с опытной машиной не торопились. Если шасси было готово ближе к началу мая, то орудие пришлось ждать куда дольше. Причем ежели самоходная версия орудия, получившая обозначение Д-25с, минимально отличалась от танковой, то с ее установкой была совсем другая история. В отличие от ИСУ-122, для Объекта 249 орудийную установку пришлось делать заново. Это позволило сделать её более компактной (что не менее важно) и одновременно усилить защиту. Подвижная часть бронировки стала иметь толщину от 80 до 95 мм, а неподвижная — до 100 мм. Меньшие габариты бронировки улучшили обзорность с места механика-водителя. Также снизу появилась защита подвижной бронировки от попадания снарядов и их осколков снизу. Посему и отчасти произошла задержка. Первые испытания машины, которую также называли ИСУ-122-2, начались в конце мая, а окончательно их закончили 7 июля. Вердикт комиссии оказался следующим: после устранения отмеченных недостатков ИСУ-122 с системой Д-25с целесообразно запускать в серийное производство. 22 августа Сталин подписал постановление ГКО №6430сс «О принятии на вооружение и о поставке на производство артиллерийских самоходных установок ИСУ-122С со 122-мм пушкой Д-25С».


Машина 1945 года выпуска, со сварной носовой частью корпуса.

Следует лишний раз повторить - ИСУ-122с не являлась заменой ИСУ-122. Да, машина получилась лучше по всем статьям, но имелась проблема производственного характера. Выпускал Д-25с завод №9, а он и так был вынужден производить по 250 орудий Д-25Т в месяц. Попросту систем бы не хватило. Посему типовым объемом выпуска ИСУ-122с было 50 машин в месяц. Тем не менее, именно эта машина была лучше из ИСУ. На ней впервые поставили зенитный пулемет ДШК, который испытывали как раз на Объекте 249. Внутри самоход был более просторным, а скорострельность орудия оказалась выше. Аналогично базовой машине, ИСУ-122с с февраля 1945 года стали получать корпуса со сварными лобовыми листами. Всего произвели 675 ИСУ-122с, причем на конвейере они продержались дольше ИСУ-122. С сентября ИСУ-122 исчезла из линейки продукции ЧКЗ, а ИСУ-122с сдали 30 штук — это были последние машины данного типа.


В отличие от ИСУ-122, версия с орудием Д-25с ныне огромная риедкость.

Увы, в отличие от ИСУ-122, которые ныне большая, но всё же редкость, до наших дне дожила всего одна ИСУ-122с. Находится она в Польше. С учетом того, что боевое применение данных пришлось на конец войны, шансов обнаружения еще одной такой САУ практически нет.

Статья по ИСУ-122с: https://warspot.ru/14162-tyazhyolyy-istrebitel-tankov
Tags: ИСУ-122
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • За часы до

    Существует теория, что начало Великой Отечественной войны Красная Армия встретила совсем не подготовившись к немецкому нападению. В принципе, по…

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments