Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Испытания в условиях массовых хотелок

1 сентября - это не только День Знаний, а также день, когда началась Вторая мировая война. Есть в этот день и другие даты, в том числе связанные с отечественным танкостроением. Например, с машиной, которая должна была сменить Т-34. 1 сентября 1943 года в адрес начальника ГБТУ КА Федоренко и наркома танковой промышленности В.А. Малышева были направлены предварительные данные о проведении испытаний двух образцов среднего танка Т-43 по второму варианту. Надо сказать, что с испытаниями дело сильно затянулось. Приказ по НКТП №307с о проведении совместных испытаниях Т-34 и Т-43 был подписан еще 29 мая, причем его подписал И.М. Зальцман, который на тот момент был наркомом танковой промышленности. Выйти на них опытные машины должны были 10 июня, при этом предполагалось, что они пройдут маршрутом Нижний Тагил — Москва, преодолев 2000-2200 км не более чем за 20 дней.
На практике танки, которые были изготовлены в июне 1943 года, более чем полтора месяца простояли без движения. Прежде всего потому, что зеленый свет танкам не давал Малышев. Причины задержки следует искать в том, почему Зальцман был снят со своего поста. Практика запуска в серию танков, которые еще не закончены, привела к огромным проблемам. Например, СУ-12 (СУ-76) имела такой набор дефектов, что часть машин попросту не могла ездить. Так что Малышев, которого уже снимали с должности, осторожничал. В ГБТУ КА были иного мнения. 20 июля 1943 года первый секретарь ГК ВКП(б) Нижнего Тагила Е.Ф. Колышев написал письмо Сталину, в котором также обосновал необходимость запуска Т-43 в серию. 27 июля на письмо пришла резолюция от Берии, в которой он потребовал от Малышева и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Я.Н. Федоренко срочно переговорить с ним. Так что испытания начались только 2 августа 1943 года, правда, вместо НИБТ Полигона в Кубинке местом проведения испытаний выбрали Свердловск. При этом Малышев, как не странно, оказался прав. Танк в серию так и не пошел, причем дело было отнюдь не в торможении запуска его в серию. В дальнейшем ГБТУ КА само "утопило" Т-43, захотев больше, чем машина могла выдержать.

Надо сказать, что к моменту изготовления Т-43 уже вызывал некоторые вопросы. Одним из них являлась боевая масса машины. Согласно изначальным расчётам, боевая масса доработанной машины составила 33,5 тонны (для сравнения, Т-34 к маю 1943 года имел боевую массу 31 тонну). Между тем, и на Т-34 уже имелись проблемы в виде разрушающихся бандажей опорных катков. Дело тут оказалось не столько в качестве резины, сколько в существенном росте массы танка. Разрушение бандажей шло на скоростях выше 30-35 км/ч. Так вот, итогам взвешивания масса реально построенного Т-43 без экипажа составила 33 780 кг, а при условии, что средняя масса человека составляла 80 кг, полная масса машины достигла 34 100 кг. Вместе с тем, имелись и явные преимущества перед Т-34. Это и более низкий силуэт, и торсионная подвеска, обеспечивавшая более высокую плавность хода, и большая толщина брони (75 мм против 45 мм). Также лучше была обзорность.


Т-43 с 85-мм пушкой Д-5Т и Т-34. Хорошо видна разница по высоте.

В целом испытания прошли относительно успешно. В ходе них первый образец Т-43 преодолел 2669 км, из них более 2200 за август 1943 года. Второй образец за период испытаний преодолел 1348 км. В ходе пробега средняя скорость по шоссе составила 26,1 км/ч, по просёлку — 20,2 км/ч, по местности — 18,6 км/ч (по данному показателю Т-43 оказался практически равен Т-34). Расход горючего на 100 км составил 203, 237 и 250 л соответственно. Это также оказалось очень близко к Т-34, но поскольку общий запас топлива у Т-43 составлял 318 л, а у Т-34 — 400 л, запас хода оказался ниже. Очень похожими оказались и условия езды: и Т-43, и Т-34 двигались по местности на третьей-четвёртой передачах.



Сводка по дефектам Т-43.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1408, л.60

Впрочем, к сентябрю 1943 года уже имелись данные по применению немцами новых танков на Курской Дуге. Посему Т-43 в текущем виде военных не устраивал. Появилось требование поставить в танк 85-мм орудие Д-5Т, что вполне удалось. А вот второй пункт был уже "фаталити". Теперь лоб корпуса утолщался до 90 мм, а башня - до 110 мм. Таким образом, боевая масса достигала 35 тонн, что уже лишало смысла дальнейшее развитие Т-43. Именно это и стало причиной, почему Т-43 прикрыли.

Статья по Т-43: https://warspot.ru/14603-promezhutochnoe-zveno
Tags: Т-43, архивное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Технологии безопасности в условиях ковидлы

    Международная выставка средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех" существует уже довольно давно. Обычно она радушно открывает свои…

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment