Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый помощник из-за океана

С легкими танками у англичан к началу Второй мировой войны реально возникла беда. Желание иметь дешевый и массовый танк привело к тому, что к 1 сентября 1939 года в составе английской армии имелось чуть больше тысячи Light Tank Mk.VI, чья боевая эффективность вызывала большие сомнения уже во второй половине 30-х годов. Гонять папуасов на нём было еще так-сяк, но даже итальянские малые танки Carro L3 были вполне равноценным противником. А уж про что-то более серьёзное и говорить не о чем. Посему в кампанию мая-июня 1940 года у Light Tank Mk.VI было немного шансов для выживания. Уже во второй половине 1941 года их благоразумно с фронта убрали, ибо даже итальянцам было уже от них смешно.
Что еще хуже, сменщика у Light Tank Mk.VI не получилось. Разработанный Vickers легкий танк Light Tank Mk.VII, он же Tatrarch I, оказался совсем не тем, что предполагалось. Было выпущено всего 100 танков, а испытания одного Light Tank Mk.VII на Ближнем Востоке принесло разочарование. Оказалось, что в условиях пустыни разработанная Лесли Литтлом ходовая часть плохо управляется. Более серьезной проблемой оказался перегрев двигателя. В сложившихся условиях стало ясно, что танк лишен перспектив с точки зрения использования в Северной Африке. Посему взор англичан оказался обращен в сторону США.
В марте 1941 года начался выпуск Light Tank M3, первого американского танка, чей тираж превысил 1000 экземпляров. В связи с настойчивой просьбой англичан президент Рузвельт дал указание передать им часть танков июня-июля 1941 года. 83 машины стали первой поставкой по программе ленд-лизу, которая оказалась направлена в Северную Африку. Образно говоря, первым американским танком по ленд-лизу стал Light Tank M2A4, но его в боях не использовали. А вот с Light Tank M3 история оказалась иной. В сентябре 1941 года машина стала именоваться General Stuart I. И ей предстояла долгая служба.

Собственно, с названиями американской машины в английской армии вообще отдельная песня. Ее часто называют M3 Stuart, что вообще глупость несусветная. До сентября 1941 года в английской переписке машина именовалась как Light Tank M3, или Lt M3. Но 22 сентября 1941 года было решено изменить систему обозначений танков, которые находились на вооружение. Более старые машины, те же Light Tank Mk.VI, например, это не коснулось. А вот Light Tank M3 стал именоваться как General Stuart I. Англичане оказались еще те тролли, ибо это никто иной, как Джеб Стюарт, генерал-майор армии Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской войны в США. Кстати, именно в таком виде индекс прожил недолго. Менее чем через год индекс сократили до Stuart I, ибо банально неудобно.


Одни из первых Light Tank M3 в Северной Африке, август 1941 года.

В первой партии англичанам досталось немного танков с клепаной башней D37182. Впрочем, она почти не использовалась, поскольку заклепки имели обыкновение отлетать внутрь и носить увечья. Поэтому еще 27 декабря 1940 года Комитет по Вооружениям дал указание о замене данной башни на сварную конструкцию. Измененная башня получила обозначение D38976. Внешне она практически ничем не отличалась от башни предыдущего образца — изменения коснулись в основном технологии сборки. Протестирована башня была на танке с серийным номером 279, и вскоре после этого её пустили в серийное производство. В результате Light Tank M3 с «первоначальными» башнями D37182 оказались крайне малочисленными и их старались на фронт не отправлять. Надо сказать, что полностью от клёпано-болтовых соединений избавиться не удалось. Дело в том, что орудийная установка M22 снималась вместе с лобовым листом башни, который крепился как раз на болтах. Из-за этой особенности подобная система использовалась во всех модификациях башни Light Tank M3.


Типовой для Stuart "обвес"

Надо сказать, что поначалу англичане отнеслись к новинке настороженно. Light Tank M3 имел весьма своеобразное боевое отделение, англичане "оценили" и необходимость прыгать через вал, и то, что поворот по горизонтали производил заряжающий, и специфичный подход к приборам наблюдения. Тем не менее, машина была явно лучше английских легких танков. Да что там легких, она на самом деле была на уровне крейсерских танков, имея схожую броневую защиту, более высокую подвижность и более мощное вооружение. Так что танк этот довольно быстро обрел популярность. Следует также отметить, что с самого начала английские Light Tank M3 имели отличия. Это развитые крылья с противопылевыми экранами, ящики ЗИП, английские радиостанции и так далее.


Машина получилась вполне удачной заменой заваленной программе английских легких танков.

Надо сказать, что некоторые из Stuart I дожили до конца войны. Кто-то как обычный танк, кто-то как разведчик. В общем, машина вполне пригодилась.

Статья по Light Tank M3: https://warspot.ru/6174-pervyy-amerikanskiy-tysyachnik
Tags: m3 light tank
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Больше позитива"

    Тот самый момент, когда за ваяние креатива посадили того персонажа, которого не следовало. В результате получилось да не знаю что, то ли грустно, то…

  • "Досыпьте наград!"

    Если смотреть внимательно на статистику награждений первого и второго годов войны, то можно заметить весьма невысокий процент наград. Наградных-то…

  • Зимние виды спорта

    Сражения англо-американской группировки в Арденнах, которые шли в конце 1944-начале 1945 годов, у нас не особо известны. Между тем, это были весьма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments