Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Дважды конверсия

Сентябрь 1939 года стал боевым дебютом для сразу нескольких типов немецких танков. В их числе оказался и Pz.Kpfw.II Ausf.D. Данная машина стала первым немецким серийным танком с торсионной подвеской. Решение о разработке данного шасси, обозначавшегося как La.S.138, было принято 27 января 1937 года, исполнителем работ назначалась фирма MAN. Одной только торсионной подвеской дело не ограничивалось. 6-й отдел Департамента вооружений потребовал перекомпоновать шасси,в результате радист "переехал" в носовую часть корпуса. Кроме того, сильно изменилась ходовая часть. Речь идёт о ходовой части с опорными катками большого диаметра, широком использовании резиновых бандажей, а также траков с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Подобная ходовая часть в сочетании с торсионной подвеской и полуавтоматической коробкой передач Maybach S.R.G. сулила заметное улучшение подвижности.
По итогам испытаний от траков с резиновыми подушками отказались, поскольку шел быстрый их износ, кроме того, сами испытания затянгулись. Тем не менее, танк приняли на вооружение. Серия новых машин получила обозначение 8.Serie/La.S.138. Первые машины были собраны в октябре 1938 года, но более масштабное серийное производство началось позже — в начале 1939 года. Итоговая цифра выпущенных Pz.Kpfw.II Ausf.D оказалась куда скромнее изначальных планов. До конца апреля 1939 года построили всего 43 танка, после чего их выпуск прекратился. Еще более скромным оказалось боевое применение. Дальше польской кампании Pz.Kpfw.II Ausf.D не уехали. Ещё более печальной оказалась судьба второй модификации - Pz.Kpfw.II Ausf.E. Ни один Pz.Kpfw.II Ausf.E так и не был построен в исходно спроектированном виде, а построили всего 7 шасси.
В дальнейшем танки переделали в огнеметные, они получили обозначение Pz.Kpfw.II(F) и сквозной индекс Sd.Kfz.122. В общей сложности для выпуска огнемётного танка имелось 89 шасси. Первый опытный образец Panzerkampfwagen II (Flammenwerferwagen) из неброневой стали был продемонстрирован комиссии Управления вооружений в июле 1939 года. Заказчик в целом остался доволен разработкой, на Wegmann начались подготовительные работы к серийному производству. Машина повоевала на советско-германском фронте, но к концу 1941 года стало ясно, что дальше их выпускать не стоит. Посему появилась третья машина -истребитель танков, получивший обозначение 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.).

Идея строить на базе данного танка самоходку родилась в декабре 1941 года. In 6 выдала заказ на «самоходный лафет» с использованием шасси La.S. 138 и трофейной советской пушки KF 36(R), так называлась у немцев 76-мм дивизионная пушка Ф-22. В качестве подрядчика была выбрана фирма Alkett, к тому времени являвшаяся одним из ведущих разработчиков самоходных установок. Одной из основных задач было максимальное сохранение шасси в неприкосновенности, так что самоход получился довольно необычным. Опытный образец, получивший обозначение 7,62 cm Pak 36(r) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), стал результатом компромисса. Дело в том, что копмоновка Pz.Kpfw.II Ausf.D была хороша для танка, но создавала трудности при разработке самоходной установки. Разместить орудие ближе к носовой части шасси не получилось, в результате получилась весьма нестандартная конструкция. Орудие создатели САУ сместили максимально к корме, полом боевого отделения стала надмоторная плита. Чтобы защитить расчет орудия от пуль и осколков, пришлось делать высокую рубку, открытую сзади и сверху. По итогам общая высота машины составила 2,6 метра. Для самоходки с противопульной броней не самый лучший показатель.


Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36 на присяге, лето 1942 года.

Высокое шасси предопределило и не самую простую установку орудия. Кстати, по ходу действа пушку переделали. Немцы перевели Ф-22 на собственный боеприпас, более мощный, а главное выпускаемый ими. В результате появилась пушка, известная под обозначением 7,62 cm Pak 36(R ). Первое такое орудие было готово еще в конце 1941 года. Ее зарядную камору немцы расточили под новую гильзу длиной 716 мм, идентичную той, что применялась в 75-мм противотанковом орудии Pak 40 (но с ней не совместимую). Значительное усиление заряда потребовало установки двухкамерного дульного тормоза, который, впрочем, получили не все орудия. Механизмы наведения переделанной пушки были концентрированы с левой части, что заметно упростило наводку. Появился телескопический прицел. Переделке подвергся и лафет, и орудийный щит. В результате на вооружении немецкой армии появилась самая мощная на тот момент противотанковая пушка. Ну а поскольку она была весьма тяжелой, то логичным стала и установка на "самоходный лафет".


Машина получилась довольно высокой, что отмечали и экипажи. Быть хорошей мишенью было приятно далеко не всем.

Всего за апрель-май 1942 года Alkett было изготовлено 150 самоходок, получивших обозначение Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Еще 52 машины было изготовлено на базе ремонтных огнеметных танков силами Wegmann. Довольно быстрый выпуск самоходок предопределил их оперативное появление на фронте. По состоянию на 28 июня в войсках находилось 133 Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Из этого числа 33 машины попали в 559-й, 611-й и 670-й дивизионы истребителей танков (11, 12 и 10 машин соответственно). Еще 12 машин позже попали в 525-й дивизион истребителей танков. Результат применения был вполне предсказуем. Самоходки оказались действенным средством против КВ-1, но высокий силуэт ругали все. Кроме того, в ряде частей посчитали экипаж из 4 человек недостаточным. Судя по отчетам и фотографиям, в некоторых подразделениях роли радиста и командира разделяли. При этом в боевом отделении для третьего номера расчета места было маловато, да и сидеть ему было негде.


Та же машина на фронте.

Из всех машин семейства Marder данная самоходка оказалась самой невезучей. К 20 апреля 1943 года в строю осталось всего 16 машин данного типа. Это скорее не то, что машина плохая, а ей не повезло оказаться наиболее массовой на фронте в неудачный для немцев период. Тем не менее, отдельные машины, с ноября 1943 года именовавшиеся Marder II, дожили до конца войны. Но позже все они ушли в небытие.

Статья по Marder II: https://warspot.ru/9099-marder-ii-lyogkiy-istrebitel
Tags: pzkpfw ii, немецкие истребители танков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Большой космический долгострой

    Одной из космических программ, которые развиваются долго, но упорно, является "Ангара". Начало работ по этой теме датировано еще 1992 годом, как и у…

  • Лихой кавалерийский бантик

    В 1940 году на испытания вышли три легкие полноприводные машины - Bantam BRC 60, Ford Pigmy и Willys Quad. Победу одержал Bantam, вскоре появилась…

  • "Ради красного словца"

    Есть определенная прослойка индивидуумов, которые в погоне за креативом полностью теряет берега. На сей раз отличились ростовские головозадые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments