Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Шайтан-арба по-французски

Так сложилось, что французы к началу Второй мировой войны имели что угодно, кроме как более-менее нормальный танкопром. Общее впечатление, что там готовились к прошедшей войне, причем престарелые генералы сами не очень понимали, чего, собственно, они хотят. Это касалось и самоходной артиллерии, которой французы активно занимались еще до начала войны. Вообще они САУ занимались еще в Первую мировую войну, причем весьма успешно, но, подобно англичанам, профукали все полимеры, так что в 30-е годы всё пришлось начинать сначала.
Поначалу речь шла о довольно хорошо защищенных машинах, вроде Garnier-Renault. Но чего-то пошло не так, в результате машина осталась опытной. Похожая ситуация была и с другими машинами. Например, SOMUA CAM 1, позже реализованной в виде SOMUA CAM 2, она же SOMUA SAu 40. Машину построили еще в начале 1938 года, но французские военные продолжали усиленно ворочать задницами по стульям, думая, что им надо. В результате итог оказался закономерен - полимеры благополучно профукали. SOMUA SAu 40 была готова всего в единственном экземпляре. Ожидалось, что первые 2 SOMUA SAu 40 будут сданы в октябре 1940 года, по 6 будет построено в ноябре и декабре, далее ежемесячно планировалось выпускать по 8 машин. Но что было в октябре 1940 года, все и так знают.
Между тем, 1 августа 1939 года на должность генерал-инспектора бронетанковых войск был назначен бригадный генерал Луи Келлер. Тоже, откровенно говоря, не молодой человек (к тому моменту ему стукнуло 58 лет), да и к творившемуся во французском танкостроению аду он имел самое прямое отношение. Он же запомнился на своей должности дополнительными глупостями, в результате которых французы остались без перспективных танков. Тем не менее, кое-какие светлые мысли в его голове всё же витали. Одной из них было создание подвижных истребителей танков на колесных шасси. Первой идеей являлся истребитель танков на базе Panhard 178. На бронемашину ставилась 47-мм пушка, в итоге данная идея реализовалась в виде опытной машины с башней Renault-Restany. А вот вторая машина оказалась не опытной. Речь идет о Laffly W15 TCC (W15 Tracteur, Chasseur de Chars – тягач, истребитель танков), своеобразной тачанке, которая даже успела повоевать.

Собственно говоря, идея установки 47-мм противотанковой пушки Canon antichar de 47 mm Mle.1937 на подобное шасси выглядело логичным шагом. Дело в том, что Laffly W15T, разработанный в 1938 году, являлся штатным тягачом данной пушки. Машина крайне необычная - независимая подвеска всех колес, полный привод, кардан к каждому колесу. Да и габариты вполне позволяли взгромоздить пушку на машину. При этом именно Laffly данную машину можно называть с большой натяжкой. Дело в том, что к 1939 году, когда W15T победил в конкурсе, небольшая фирма уже "зашивалась" с заказами. В результате реальным производителем модели W15T являлся Hotchkiss (заводской индекс Hotchkiss W15T47), от Laffly там не осталось даже таблички на облицовке радиатора. Это был, впрочем, еще не худший вариант: второй победитель конкурса, Somua MCJ, при заказанных 278 экземплярах разошелся гигантской серией в один тягач. Hotchkiss тоже зашивалась, тем не менее, к началу 1940 года было изготовлено 80 тягачей. К тому моменту Коллер уже определился с базой для своего истребителя.


Опытный образец Laffly W15TCC с бронированием боевого отделения.

Laffly W15T был выбран как база в декабре 1939 года, а в феврале 1940 года на испытания вышла опытная машина. Данный прототип имел полностью бронированный кузов. Машина получила положительные отзывы, но тогдашний главнокомандующий французской армии генерал Морис Гамелен прохладно встретил инициативу Келлера. Посему три месяца идею запуска W15TCC мариновали, с апатией наблюдая, как немцы собирают бронетанковый кулак. Ну а 10 мая началось наступление в Арденнах. Так сказать, с добрым утром. Тогда же, 10 мая, внезапно пришло прозрение, так что все имевшиеся шасси Laffly (Hotchkiss) W15T было решено использовать как базу для истребителей танков. Вот только по исходному проекту их строить было уже поздно. Да и особо не имело смысла. Излишне толстой эта броня не была, а машину загружало изрядно. Посему серийная W15TCC выглядела совсем иначе. Брался базовый тягач, спереди и сверху кабинка прикрывалась броневыми листами, а сзади ставилась качающаяся часть орудия в развитым орудийным щитом. Не по-французски быстро, дешево и даже вполне массово.


Серийный W15TCC

Благодаря тому, что машина делалась с минимальным изменением базового шасси, W15TCC оказалась вполне массовым явлением. Первый заказ составил 100 машин, до перемирия успели сделать 70 машин. Организационно W15TCC входили в состав самоходных противотанковых батарей (Batteries Antichar Automotrices, или BACA). В каждую батарею входило 5 W15TCC, 4 Citroën W15T для перевозки зенитных пушек и 1 командирский Licorne W15R. Всего до окончания боевых действий удалось сформировать 12 батарей, оснащенных самоходными пушками. Оперативно, но поздно, товарищу Гамелену надо было меньше свой орган полировать и чистить старые награды. На фронте W15TCC появились в тот момент, когда уже мало что могли сделать. Имей французы эти батареи на пару месяцев раньше, неизвестно, чем бы закончился прорыв в Арденнах. А так они повоевали, но исход сражения был очевиден.


Погибший W15TCC как символ тщетных попыток французов остановить немецкое наступление.

W15TCC оказалась одной из немногих светлых идей, которые посетили французских военных во время войны. И едва ли не единственной, которую успели реализовать. Тот же истребитель Panhard 178 с башней Renault-Restany успели построить всего один экземпляр.

Статья по модернизациям Panhard 178: https://warspot.ru/17854-pushka-pobolshe-dlya-frantsuzskogo-razvedchika
Tags: тягачи, французские САУ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • "Я у мамы фототовод"

    Полку салаватов щербаковых прибыло. На сей раз отличились в Комсомольске-на-Амуре. Там решили увековечить славу детей, которые трудились на благо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments