Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Разнообразие в условиях малой серии

Во Вторую мировую войну Великобритания вступила, имея всего 67 крейсерских танков. Причем и их могло не быть, по сути Чемберлен дал английской танковой промышленности год на то, чтобы запустить в производство хоть что-нибудь. Среди этого самого "что-нибудь" оказался и Cruiser Tank Mk.III. Это был первый полноценный крейсерский танк, созданный таковым изначально. За основу танка конструкторы Nuffield Mechanization & Aero взяли Christie M1931, опытный образец которого англичане купили у Кристи. Правда, от исходника мало что осталось. От танка Кристи позаимствовали ходовую часть, двигатель, трансмиссию и систему охлаждения. В остальном Cruiser Tank Mk.III был самостоятельной машиной, сильно отличавшейся от других танков, также произошедших от машин американского изобретателя.
В целом-то машина была не так плоха, как это может показаться. Но имелось две проблемы. Первая - мотор Nuffield-Liberty, капризный агрегат, который приносил танкистам массу головной боли. Вторая - броневая защита. По состоянию на 1939 года 14 мм брони - это совсем не то, что требовалось танку, который хоть и назывался крейсерским, но по сути являлся средним. Что он имел боевую массу 14,25 тонн, ничего не означало, для среднего танка второй половины 30-х годов вполне себе типовой показатель. Тут даже итальянцы посмеивались. Посему возникла идея об усилении броневой защиты. Случилось это, к слову, еще до того, как начался выпуск Cruiser Tank Mk.III. В декабре 1938 года последовал заказ T.6552 на первую партию из 65 танков, получивших индекс Cruiser Tank Mk.IV. Эти машины также обозначались как A13 Mk.II. Машину было легко отличить по наличию экранов, размещавшихся по периметру башни. Также дополнительные броневые листы появились и на лобовой части корпуса. Боевая масса поднялась до 14,75 тонн, что, в общем-то, почти не повлияло на подвижность машины. Впрочем, ждать начало исполнения контракта T.6552 пришлось год. Первые Cruiser Tank Mk.IV стали выпускаться на заводе Nuffield Mechanization & Aero с января 1940 года, причем у них довольно быстро появилось некоторое разнообразие.

Для начала, Nuffield Mechanization & Aero не являлась единственным производителем Cruiser Tank Mk.IV. Контракт T.6551 на выпуск 31 танка был выдан железнодорожной компании London Midland & Scottish Railway Company (LMS). При этом именно Cruiser Tank MK.IV на LMS построили всего одну штуку. Дело в том, что в 1939 году на вооружение английской армии был принят танковый пулемёт BESA. Он представлял собой немного переделанный английской фирмой Birmingham Small Arms Company (BSA) чехословацкий станковый пулемёт ZB.53. Компактный и не требующий водяного охлаждения лицензионный чехословацкий пулемёт тут же «прописался» в английских танках. Не стал исключением и Cruiser Tank Mk.IV. Его модификация с изменённой маской и пулемётом BESA получила обозначение Cruiser Tank Mk.IVA. Маска и прибор наблюдения крепились к центральному экрану на лобовом листе, который теперь состоял из трёх секций вместо четырёх. Масса танка достигла 15 тонн.


Cruser Tank MK.IVA из состава 1-й бронетанковой дивизии, апрель 1941 года.

Собственно говоря, именно такую бронировку и получило 30 танков выпуска LMS. А вот у танков производства Nuffield Mechanization & Aero всё было сложно. Мало того, что контракт T.6552 увеличили до 95 машин, так еще и изменения вносились безо всяких разделений на Mk.IV и Mk.VIA. Больше того, вариант Mk.IV существовал в двух вариантах (с дополнительной бронировкой и без), а вариант Mk.VIA у Nuffield Mechanization & Aero выглядел иначе. Подвижная бронировка орудийной маски была литой конструкции гораздо более технологичная, хотя и не лишённая недостатков в виде щелей, хорошо «улавливавших» вражеские пули и снаряды. Позже эта же орудийная маска перекочевала на крейсерские танки Covenanter и Crusader. Одновременно ее использовали и на Cruiser Tank Mk.IIA. По итогам в диапазоне регистрационных номеров T.9096 – T.9190 встречались танки трёх из четырёх существовавших модификаций.


На этом ракурсе орудийная установка Cruiser Tank Mk.IVA видна во всей красе.

Самые первые Cruiser Tank Mk.IVA успели попасть в состав BEF, после чего их благополучно потеряли во Франции. Вместе с тем, основа выпуска данных танков пришлась на вторую половину 1940 года. Из 207 танков семейства Cruiser Tank Mk.IV на долю варианта Cruiser Tank MK.IVA с литой подвижной бронировкой пришлась примерно половина выпуска. Поэтому они и являлись наиболее массовыми в боях конца 1940-1941 годов. Они же являлись и наиболее частыми гостями в объективах фотоаппаратов. На тот момент всё равно у англичан ничего другого не было. По состоянию на 7 сентября 1941 года на Ближнем Востоке находилось 85 машин данного типа, из них на ходу 67 штук. Вполне приличный показатель для английских танков того периода.


Выгрузка Cruiser Tank Mk.IVA в порту Александрии, 1941 год.

Данному танку сильно не повезло. Из всех "крейсеров" именно Cruiser Tank Mk.IV оказался единственным, который вообще никак не сохранился. Может, конечно, повезет и хотя бы один найдут на стрельбищах, но надежды на такое очень мало.

Статья по Cruiser Tank Mk.IV: https://warspot.ru/5378-eschyo-nemnogo-broni
Tags: cruiser tank iii/iv
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Копаем организованно!"

    Сохранившиеся до наших дней документы, относящиеся временам оккупации Украины немцами, являются крайне интересным пластом информации. Немцы, как люди…

  • "Несутся в бой картонные танкисты"

    Кино про японских военных - это почти всегда ярко, зрелищно, но при этом слуга так упорото. Дело не только в банзай-атаках, но и в том, какой обычно…

  • Барражирующий привет сверху

    Продолжая тему беспилотных летательных аппаратов, которые были представлены на международном военно-техническом форуме "Армия-2020". Ныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment