Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Первый электротанк Порше

По поводу бронетанковой составляющей творчества Фердинанда Порше у многих сложилось мнение как о некоем любимце Гитлера, который просочился в немецкий танкопром и делал всякую ернду, никому не нужную. Такое говорить могут только те, кто про немецкое танкостроение не знает практически ничего. Начать надо с того, что непосредственно танками Порше начал заниматься еще во второй половине 20-х годов. 26 марта 1927 года был подписан контракт с Daimler-Benz на разработку среднего танка Armeewagen 20. Так вот, главным конструктором A.W.20 на Daimler-Benz стал Фердинанд Порше, вместе с которым разработкой руководил Рудольф Мертц. Машина, более известная как Großtraktor, получилась самой заумной из трех вариантов данного танка, но и остальные получились не сильно лучше. Далее пути Daimler-Benz и Порше несколько разошлись, поскольку тот открыл собственное дело - Porsche K.G. Инжиниринговая компания занималась различными разработками, в основном связанными с автомобилестроением. При этом Порше всё же продолжал сотрудничество с Daimler-Benz, но первое время не по танкам.
Снова Порше понадобился во второй половине 30-х годов, когда выяснилось, что Z.W., он же Pz.Kpfw.III, явно не получился с точки зрения ходовой части. Между тем, Porsche K.G. в 1933 году разработала торсионную подвеску для танков, которую впервые применили на Landsverk L-60. Детище Карла Рабе, правой руки Порше, оказалось для немецкого танкостроения эпохальным. Уже вскоре эту подвеску применили на Z.W.38, ну а далее торсионная подвеска стала основополагающей для большинства немецких танков. Для Гитлера данное событие не осталось без внимания. Дело в том, что эксперименты Генриха Книпкампа не всегда заканчивались удачно, тот же Z.W.38 встал в производство с большим скрипом. У нас бы за такое Книпкампу сделали цугундер, причем два раза, а тут божья роса. Тем не менее, в 1939 году образовалась Танковая комиссия. Инициаторами ее создания стали Гитлер и Тодт. Возглавил ее Порше, заместителем стал Оскар Хакер, глава фирмы Steyr. Так образовалась своеобразная «австрийская группировка»: помимо австрийского происхождения большинства членов комиссии, многие из них ранее работали на Austro-Daimler. Была у Panzerkomission и производственная база: в этой роли выступал завод Nibelungenwerk, построенный Steyr после аншлюса и выпускавший ряд немецких танков. Также «в деле» оказались несколько немецких промышленных гигантов, включая Krupp и Siemens. А в 1941 году там же оказалась Škoda. Вот в таком составе и была создана первая самостоятельная разработка Порше как танкостроителя - тяжелый танк Typ 100, он же VK 30.01(P).

Причины, по которым Posche K.G. занялась разработкой именно тяжелого танка, лежат на поверхности. С легкими танками дела обстояли вполне хорошо, со средними тоже, причем их имелось сразу два. А вот с тяжелыми танками дела обстояли сложно. Танк прорыва D.W. у Книпкампа и Henschel не выходил, аки каменный цветок. Развитие этого проекта получило обозначение VK 30.01 (H), причем конструкция его шасси, которое разрабатывалось совместно Henschel и Книпкампом, постоянно переделывалась. Судя по всему, кому-то в немецком военном руководстве стало ясно, что затягивание работ над проектом создания тяжёлого танка 30-тонного класса может привести к негативным последствиям. Посему в декабре 1939 года началась разработка Sonderfahrzeug I (спецмашина I), он же Typ 101, возглавил ее Франц-Ксавье Раймшпис. Правда, сформировалась машина далеко не сразу. Дело в том, что ТТТ оказались крайне странными. Боевая масса машины должна была составлять 25–30 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать орудие калибра 75 либо 105 мм. Летом 1940 года работу по танку тормознули, но в начале 1941 года разморозили. Причина всё та же - каменный цветок у Книпкампа и Henschel всё еще не выходил.


Опытный образец VK 30.01(P) на испытаниях.

Вторая итерация Typ 100 получилась примерно в стиле "да пошли бы в пень, герр Книпкамп, со своими идеями, вы сами не знаете, что хотите". Ну да, танк имел индекс VK 30.01(P), только вот зря его некоторые записывают в средние по массе. Там было совсем не 30 тонн, а где-то в районе 45. То есть Порше делал однозначно тяжелый танк. Послали в пень и придурковатые идеи типа "а давайте дадим тяжелому танку плевательницу по типу Pz.Kpfw.IV". Вместо этого была выбрана 88-мм зенитная пушка Flak 18. Новое орудие требовало и новой башни, причем с внушительным для того времени диаметром погона – 1900 мм. Разработкой этой башни занималась Krupp. Впрочем, более поздний вариант башни получил диаметр погона 1800 мм, да и сама ее форма оказалась другой. Толщина брони лобовой части башни составила 80 мм, а бортов – 60 мм. Что касается корпуса, то его точная толщина неизвестна, но, судя по записям совещания, которое прошло 26 мая 1941 года, его борта уже тогда были толщиной 60 мм. Вероятнее всего, лоб корпуса имел толщину 80 мм, то есть в лобовой проекции танк был защищен от огня противотанковой пушки 5 cm Pak 38. Вот это уже было похоже на тяжелый танк, а не на некое недоразумение, которое лабали Книпкамп и компания.


Машина так и не получила башню, вместо нее стоял массогабаритный макет.

Танк получился радикально отличающимся от всего того, что делалось под надзором 6-го отдела Департамента Вооружений. Он имел классическую компоновку с довольной необычной моторно-трансмиссионной группой. Вместо одного бензинового двигателя водяного охлаждения Typ 100 оснащался спаркой бензиновых моторов воздушного охлаждения. Суммарно два 10-литровых мотора Typ 100, выполненных по схеме V-10, выдавали 420 лошадиных сил. Их делали на заводе Simmering-Graz-Pauker AG из Вены. Работали моторы совместно с электромеханической трансмиссией, которую спроектировал Отто Цадник в плотном сотрудничестве с Siemens. Двигатели сгруппировали с генераторами, которые передавали энергию на электродвигатели в носовой части корпуса. Ведущие колеса также находились спереди. По-своему оказалась сделана и ходовая часть. Инженеры-конструкторы Порше отказались от концепции торсионной подвески, которую сами же в свое время и создали. Вместо этого была разработана новая торсионная подвеска, рабочие элементы которой были вынесены за пределы корпуса. Получилась своеобразная помесь блокированной и торсионной подвески: как и у B.W., опорные катки здесь блокировались в тележки по два, но в качестве упругого элемента использовался укороченный торсион. Подобная конструкция заметно упрощала конструкцию корпуса – не требовалось делать многочисленные отверстия и крепления под торсионы. Кроме того, при подрыве на мине теперь требовалось всего лишь поменять тележку. Кстати говоря, изготавливались элементы ходовой части на Skodawerk. Не менее интересно выглядела и моторно-трансмиссионная группа. Наконец,


"Банда Порше" в ходе езды неподалеку от Nibelungenwerk, 1942 год.

Общая сборка танка отводилась заводу Nibelungenwerk, который был построен Steyr. В принципе, уже весной 1941 года имелся полный набор смежников, так что Typ 100 вполне могли запустить в серию еще с 1941 года. И машина эта была бы очень опасной. Но она утонула в разных требованиях по улучшению характеристик. Посему единственный образец танка был построен в районе октября 1941 года и использовался как тестовая лаборатория. Благодаря его постройке удалось получить массу полезной информации, которая позже сильно пригодилась при проектировании VK 45.01(Р). Башню, впрочем, ставить на шасси не стали, установив вместо неё массо-габаритный макет.

Статья по VK 30.01(P): https://warspot.ru/9961-leopard-ferdinanda-porshe
Tags: танки Порше
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments