Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Массовый первенец чехословацкой промышленности

Как и многие другие страны, Чехословакия, образовавшаяся после окончания Первой мировой войны, начинала свои первые шаги в танкостроении с зарубежной помощи. В те времена было всё просто: либо вы берете и копируете какую-то зарубежную машину, либо приглашаете "варягов". Чехи пошли по второму варианту и пригласили Йозефа Фольмера. Отец немецкой танковой программы после окончания войны остался без работы, но ненадолго. Он стал разрабатывать колёсно-гусеничное шасси, взяв за основу гусеничный трактор Hanomag Z WD-50. Схема, которую избрал Фольмер, оказалась наименее простой в исполнении. На трактор устанавливалась система, превращавшая его после определённых манипуляций в колёсную или гусеничную машину. Для этого трактор заезжал на специальные башмаки, после чего экипажу следовало поставить колёса либо, наоборот, снять их. По этой схеме был разработан танк KH-50, то есть «колёсно-гусеничный (Kolohousenka), с мотором мощностью 50 лошадиных сил», который и стал первым чехословацким танком.
Занималась его разработкой фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol). Тема Kolohousenka оказалась тупиковой, но отрицательный опыт тоже оказался полезен. Развитием машины, KH-60, занимался Алексей Сурин, позднее один из ключевых людей в чехословацком танкопроме. При этом в 1927 году образовалась ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), куда вошла и Breitfeld-Daněk. Это был промышленный гигант, который, уже вскоре, занялся танкостроением. Изначально была приобретена лицензия на производство танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Ее переделанная версия более известна как Tč vz. 33, она же P-I. Данная танкетка стала первым серийным танком чехословацкого производства. Ну а дальше Сурин, на тот момент уже главный конструктор танков на ČKD, начал работу над совершенно иной машиной. Более крупной и абсолютно самостоятельной. Речь идет о P-II, более известном как LT vz.34. Он стал первым серийным легким танком чехословацкой разработки. Причем с ним Чехословакия стремительно ворвалась в авангард мирового танкостроения.

История P-II началась в 1932 году, когда ČKD представила в Военно-технический и авиационный институт (Vojensky Technicky Letecky Ustav, или VTLU) проект лёгкого танка, который по своим характеристикам здорово напоминал Vickers Mk.E. Его боевая масса должна была составлять 7,5 тонны, а экипаж включал трёх человек. Вооружить машину планировалось двумя пулемётами и 47-мм пушкой Vickers. Военные внесли свои правки. Вместо 47-мм пушки было принято решение использовать 37-мм противотанковую пушку A3, которую в тот момент проектировала Škoda. Вместо станковых пулемётов vz.24 было решено использовать менее громоздкие ZB vz.35. Изменённый проект был утверждён под обозначением P-II (Praha II). Уже в ноябре 1932 года на испытания вышел опытный образец данного танка. Конечно, некоторые "уши" Vickers из него торчали, но в целом машина получилась самобытная. Причем в P-II Сурин реализовал наиболее типовые решения дальнейших танков ČKD. Это переднее расположение трансмиссии, двухместное отделение управления, характерная башня с командирской башенкой, а также раздельное размещение орудия и спаренного пулемета (но при этом их можно было наводить и вместе). Подвеска, разработанная Алексеем Суриным, предусматривала использование цельной рессоры, которая крепилась выше тележек и выполняла роль упругого элемента для каждой из них. Также сзади у P-II имелся дополнительный, девятый опорный каток без подрессоривания. Как и у танкетки Carden-Loyd Mk.VI, на P-II вместо поддерживающих катков использовались полозья. Впрочем, между двумя полозьями всё же был установлен один каток, а второй разместился позади них.


LT vz.34 на учениях

В целом у ČKD получился очень ладный танк. P-II получил рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 6 литров и мощностью 62 лошадиные силы. С ним танк развивал скорость 30 км/ч, для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно. Собственно, Vickers Mk.E был примерно таким же по подвижности. Броня имела толщину 15 мм, для танка сопрсождения пехоты тоже вполне достаточно. На полигоне в Миловице опытный образец накащал 3400 километров, очень приличный показатель. Так что вскоре начались переговоры о начале серийного производства P-II. 19 апреля 1933 года был подписан контракт о поставках в армию 50 танков этого типа. ПО сравнению с опытным образцом серийный P-II был доработан. Опытную установку орудийной маски переделали, изменили командирскую башенку, также немного изменилась форма башни. Производство P-II было освоено на заводе ČKD в пригороде Праги Либень. В связи с задержкой (она была связана с некачественной броней) ервые шесть танков поступили на вооружение 3-й роты танкового батальона только 23 апреля 1934 года. Начались войсковые испытания, в ходе которых определялось видение военными структуры вновь создаваемых танковых частей. По результатам манёвров был составлен отчёт, в котором было определено и место P-II в новой чехословацкой танковой классификации. Согласно ей, он относился к категории II (кавалерийский танк с броней толщиной 15 мм). Официально же P-II был принят на вооружение чехословацкой армии 3 июля 1935 года. Машина получила обозначение LT vz.34 (лёгкий танк образца 1934 года).


Часть LT vz.34 позже оказалась в руках немцев.

LT vz.34 шли на оснащение трех танковых полков. Надо сказать, что во второй половине 30-х годов требования к танкам постоянно росли, поэтому LT vz.34 быстро устарел. С 1937 года LT vz.34 были переквалифицированы из лёгких кавалерийских в лёгкие разведывательные танки, а части с ними оказались подчинены пехотным дивизиям. Поскольку в танковые части стали поступать более современные машины, в 1938 году произошло перераспределение LT vz.34. Почти половина их (27 танков) оказалась на вооружении 3-го танкового полка в Мартине (Словакия). Важный момент, поскольку когда 15 марта 1939 года немцы оккупировали Чехословакию, те танки, что были у словаков, у них же и остались. Так что из 50 LT vz.34 немцам досталось 23 машины. Они пытались их пристроить, но так ничего из этого не вышло. Что же касается словаков, то после объявления независимости их войска получили 18 танков данного типа, позже, за счет ремонта, их число выросло до 21. Правда, стояли они в резерве. И всё же они повоевали. 25 августа 1944 года отряд словацких партизан занял Мартин, а 4 дня спустя в стране началось Словацкое национальное восстание. Приняли в нём участие и порядком износившиеся LT vz.34. Часть машин была вкопана и использовалась как неподвижные огневые точки, поскольку их техническое состояние оставляло желать лучшего. Словацкие повстанцы использовали LT vz.34 вплоть до конца октября 1944 года.


Один из словацких LT vz.34, которые повоевали в 1944 году.

В целом же можно сказать, что для своего времени танк получился очень даже приличный. Адекватное вооружение, вполне нормальная подвижность. Для первенца так и вовсе отличный. Самое главное, что LT vz.34 задал вектор развития танков ČKD. Успех танков данной фирмы во многом базировался именно на конструкции легкого первенца.

Статья по LT vz.34: https://warspot.ru/7612-chehoslovatskoe-tankostroenie-pervye-shagi
Tags: чешская бронетехника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Винни, Винни, куда мы идем?"

    Товары для детей нередко является крайне циничной категорией, производители порой по-настоящему оттягиваются с точки зрения своей буйной фантазии.…

  • В ожидании Ктулхи

    По поводу боевых возможностей ДНР информация слегка противоречивая, но недавно арсенал пополнился. Вот такое замечено в Донецке, высота конструкции 9…

  • "Как обещали"

    Между тем, новости медицины из Ярославля. Учитывая, что на определенном жаргоне это означает, заголовок на миллион, и явно будет именно обещанное.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments