Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Удача Яги переменчива

Весьма успешно продвигавшееся летом 1944 года наступление союзных войск на Западном фронте осенью 1944 года существенно затормозилось. Впрочем, это не помешало в некоторых местах прорвать немецкую оборону так, что уже в сентябре 1944 года первые подразделения союзников достигли Германии. Случилось это 11 сентября, разведчики 5-й бронетанковой дивизии пересекли реку Оур. Впрочем, на практике наступление довольно быстро затормозилось, осень 1944 года превратилась в постоянные попытки прорвать немецкую оборону, и всё это зачастую в той самой грязи, которую обычно видят только в Советском Союзе. Для понимания: в районе Оверлона, где ныне проводится фестиваль Militracks, умудрялись застревать даже Churchill.
Дополнительной проблемой для союзных войск стало то, что в ходе боёв за Бельгию и Нидерланды у немцев вступили в бой резервы. При этом действовать приходилось уже в иных условиях. Сражения шли на довольно узком участке фронта, да и матчасть у немцев оказалась поновее. Среди нее оказались и тяжелые истребители танков Jagdpanther. Надо сказать, что с ними у немцев дела как-то не задались. Согласно планам от января 1943 года, первые 5 самоходок сдавались MIAG в ноябре 1943 года, ещё 5 машин выпускалось в декабре. Далее объём выпуска вырастал до 10 в январе 1944 года, 15 — в феврале, 25 — в марте, а к июлю MIAG, единственный на тот момент производитель самоходок данного типа, должен был сдавать по 80 Jagdpanther ежемесячно. На перспективу же ожидались и вовсе фантастические объёмы — до 150 САУ в месяц. Вот только реальность оказалась совсем иной. Первые 5 серийных машин MIAG сдал в январе 1944 года. Дальнейший выпуск оказался мизерным: за февраль сдали 7 машин, в марте — 8, в апреле — 10, в мае снова 10, в июне — 6, в июле — 15, в августе — 14, в сентябре — 21, в октябре — 8 штук. MIAG не мог вписаться даже в скорректированный план по выпуску, где пиковым объёмом было 55 машин за июль. Это не штрилицы сидели в Брауншвейге, просто завод только за 1944 год бомбили раз 10. Так что союзники сильно облегчили себе жизнь, поскольку за всё время всего один истребительный дивизион получил самоходки данного типа в полном объеме.

Надо сказать, что первое время немцы всё же наивно полагали - проблема временная, скоро всё образуется, и MIAG начнет штамповать хотя бы по 50 машин в месяц. Это позволило бы сдавать матчасть на один полнокровный тяжелый самоходный противотанковый дивизион. Святая наивность: интенсивность союзных бомбардировок только нарастала. Нервы у немцев сдали только осенью 1944 года. В октябре 1944 года, после очередной бомбардировки MIAG, было решено подключить к выпуску еще два завода - MNH и Maschinenfabrik Bahn Bedarf (MBA). А еще раньше, в конце лета 1944 года, было принято решение о формировании истребительных дивизионов смешанного состава. Треть матчасти составляли Jagdpanther, а остальное - либо StuG 40 Ausf.G, либо Jagdpanzer IV. Как раз таким образом был сформирован 559-й дивизион истребителей танков. К моменту начала боевых действий дивизион имел в своём составе в 28 StuG 40 и 13 Jagdpanther.


Уничтоженный на площади города Гел Jagdpanther из состава 559-го дивизиона. Машина отхватила 10 сентября от танков из эскадрона "C" Шервудских рейнджеров.

Вскоре после отправки 559-й дивизион оказался на пути английских сил. 50-я пехотная дивизия штурмовала канал в районе бельгийского города Гел. В ночь с 7 на 8 сентября начался переход через Альберт-канал. Штурм продолжался два последующих дня. Как раз с немецкой стороны и действовали Jagdpanther. С английской стороны пехоту прикрывали части 7-й бронетанковой дивизии. 10 сентября удалось, наконец, прорвать оборону и взять мост, после чего бои начались уже в самом Геле. Тут уже английские танки и немецкие истребители столкнулись нос к носу. В такой ситуации крепкий лоб уже не помогал, так что Jagdpanther стали отхватывать от англичан. Например, одна из немецких машин отхватила в корму от Sherman VC из состава эскадрона "C" Шервудских рейнджеров на площади Гиля. Ну и в целом более подвижные английские танки оказались более уместными, чем истребители.


Еще одна жертва английского огня в Гиле. Мимо проходит командирский Ram II OP.

Неплохо сработали и крейсерские танки Cromwell IV, которые составляли основу матчасти 7-й бронетанковой дивизии. Они, конечно, лоб Jagdpanrther пробить не могли, зато были куда более шустрыми, что нередко помогало. Случаи поражения немецких самоходок фланговым огнем оказались не единичными. Собственно говоря, стоящая ныне в Имперском Военном Музее в Даксфорде машина - одна из жертв Cromwell. Не уничтожили, но подбили, машина оказалась на территории, захваченной англичанами. Что же касается сражения за Гел, то лишь 13 сентября англичане смогли взять под контроль центр города.


Сержант Сид Уолкер возле одной из "Ягдпантер" в Гиле.

Итоги бодания оказались для 550-го дивизиона печальными. К концу сентября в составе дивизиона, который числился как тяжёлый, имелось 9 Jagdpanther, из них в рабочем состоянии 3, плюс 8 StuG 40, требовавших ремонта.

Статья по Jagdpanther: https://warspot.ru/14373-bolshaya-protivotankovaya-koshka
Tags: jagdpanther
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащих 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • "Я у мамы фототовод"

    Полку салаватов щербаковых прибыло. На сей раз отличились в Комсомольске-на-Амуре. Там решили увековечить славу детей, которые трудились на благо…

  • "Родина слышит!"

    По поводу борьбы с вражеской пропагандой были самые разные истории. Случаи, когда к борьбе с вражескими голосами привлекали "местных", хватало, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments