Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Что обычно не считается

Очень часто разные "эксперты" любят сравнивать советскую и немецкую армии по простой численности бронетхеники в "вакууме". То есть просто берется цифра, и всё. Между тем, если смотреть на ситуацию более честно, то начинают выясняться интересные подробности. Сначала то, что наличие на фронте и общее количество - не одно и то же, а уж если лезть в техническое состояние, то и вовсе получается занятное явление. Например, из 489 Т-28, находившихся в военных округах на 1 июня 1941 года, ко второй категории (то есть плюс-минус боеспособные) относились 292 танка. Если начать разбираться с Т-26 и БТ, там еще более веселые цифры вылезут. Вот так, постепенно, и складывается картина.
А еще есть такой тонкий момент, что у немцев обычно считается только количество танков. Что слегка так шаманство. Между тем, самоходная артиллерия к лету 1941 года являлась весьма немаленькой такой прибавкой. Это не считая отдельные батальоны на трофейных французских танках и прочее. Впрочем, наиболее интересным моментом является аппарат, который нередко "опускается" в подобных сравнениях, и абсолютно зря. Речь идет о Sturmgeschütz III, можно сказать, бюджетном варианте Pz.Kpfw.IV. Ее боевой дебют состоялся еще во Франции, после чего "наверху" поняли, что предложение Манштейна о создании средств поддержи пехотных частей оказалось на редкость удачным. Это была первая массовая средняя самоходка с противоснарядным бронированием, более того, на май-июнь 1940 года это была самая защищенная боевая машина немецкой армии. С самого начала применения лобовая часть корпуса и рубки имели толщину 50 мм, так что их даже 47-мм пушка SA 35 пробивала с дистанции не более 400 метров. Осенью 1940 года производство StuG III форсировали, так что к концу года сдали 184 машины. А в 1941 году Alkett, единственный на тот момент производитель StuG III, сдал 540 машин. Для сравнения, Pz.Kpfw.IV за тот же 1941 год, сдали 480 штук. На начало Великой Отечественной войны основой являлись StuG III Ausf.B, коих изготовили 300 штук. Именно они были основой штурмовых дивизионов, которые действовали на советско-германском фронте.

К 22 июня 1941 года немцы смогли формировать 11 дивизионов штурмовых орудий и 5 отдельных штурмовых батарей. Структурно в них было немного машин, но зато эта структура была хорошо управляема. Формально Sturmgeschütz относились к пехоте, даже форма у самоходчиков отличалась. Вот только часто их прикрепляли не к пехотным частям, а к танковым. Ибо машина юркая, хорошо защищенная, да еще и вполне способная бороться с танками. Нет, с Т-34 и КВ была некоторая беда, но не надо забывать, что за танки у нас были основой бронетанковых сил. При этом 45-мм противотанковая пушка не брала StuG III в лоб даже в упор.


StuG III Ausf.B летом 1941 года.

Надо сказать, что StuG III Ausf.B недолго оставался на конвейере. Уже в марте 1941 года начался выпуск более совершенной машины - StuG III Ausf.C. Помимо новой ходовой части, важным изменением стала рубка. Дело в том, что на самоходке изначально использовалась штатная панорама Rblf. 36. В связи с этим окошко прицела находилось аккурат во лбу рубки, куда, естественно, часто залетали вражеские снаряды и осколки. Летали они еще во французскую кампанию, так что что замена назрела еще в 1940 году. Так появился перископический прицел Sfl.ZF.I, типовой прицел немецких самоходок военного периода. Его вывели на крышу рубки, так что риск отхватить стал куда ниже. Правда, пришлось городить хитрую систему, по которой прицел ходил влево-вправо. Вслед за 50 StuG III Ausf.C запустили производство Ausf.D, практически то же самое, но уже тиражом 150 штук. Наконец, в сентябре 1941 года началось производство StuG III Ausf.E, с измененным расположением радиостанции и ее "карманов". Теоретически Ausf.E должна была стать самой массовой версии, их заказали 500 штук, но по факту сделали 284 штуки. Так что StuG III Ausf.B так и осталась самым массовым из короткостволов.


Подрыв на минном поле.

Несмотря на то, что StuG III весьма массово применялись, причем постоянно на переднем краю, потери их оказались невелики. За весь 1941 год потеряли 104 штуки, это наименьшие потери среди немецких боевых машин, имевших реальную боевую ценность. При этом потери были далеко не от одного вражеского огня. Нередко теряли машины на минных полях, при этом возникал риск захвата поврежденных машин противником. Так, например, случилось в середине августа с парой StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Их как раз отжали с минных полей.


Подрыв крупным планом.

По итогам боев 1941 года самоходку оценили не только немцы, но и командование ГАБТУ КА. Концепция StuG легла в основу советских "штурмовиков", между тем, далее немцы стали делать из машины поддержки истребитель танков. Причем тогда они еще не знали, что StuG станет самой массовой боевой машиной немецкой армии.

Изучение StuG III в СССР: https://warspot.ru/5570-shturmovik-perednego-kraya
Tags: stug
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Black russian

    Любая выставка, посвященная вооружению и военной техники, обязательно привлекает весьма странные аппараты, некоторые из которых относятся к категории…

  • Немецкая коничка на изучении в СССР

    В межвоенный период работы по различным новинкам артиллерии шли весьма активно. Одной из таких новинок стал принцип конического канала ствола.…

  • Работы в ЦМВС 24.10.2020

    На минувшей неделе в Московской области позакрывали музеи. Но не в нашем Нерезиновске! Посему в ЦМВС работы в минувшую субботу состоялись. На сей раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments