Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

И для себя, и для союзников

Вопреки досужим домыслам насчет того, что качественные вещи превалируют над количеством в долговременной войне, опыт двух мировых войн говорит слегка обратное. Это касалось, в том числе, и танков. Оружие это с самого начала предполагалось как массовое, это предполагали и англичане, и французы. Ну а массовость можно часто получить лишь путем удешевления и, зачастую, уменьшения боевых машин.
Начинали французы со средних танков: 25 февраля 1916 года фирма Schneider получила заказ на 400 танков с базой от американского трактора Holt Baby. На похожей базе был создан и второй средний танк, известный как Saint Chamond. Французская армия заказала еще 400 таких машин. Вместе с тем, машины получились всё равно не столь массовыми, как того хотелось. В июле 1916 года состоялся разговор между Луи Рено и полковником Эстьеном. Эстьен, главный идеолог французских танков, пришел к выводу, что нужны и легкие танки. Да, не столь хорошо вооруженные, но зато массовые. Идея заинтересовала Рено, поскольку лёгкий танк можно было построить на автомобильных агрегатах. Машину он назвал на английский манер tank patrouilleur, то есть «патрульный танк». Общее руководство работами над новым танком взял на себя Шаль Серре, технический директор заводов Renault. Непосредственную разработку танка возглавил Рудольф Эрнст-Метцмайер. Результатом стал танк, именовавшегося Char mitrallieur Renault, то есть «пулемётный танк Рено», первый опытный образец был готов в конце января 1917 года. Эстьен хотел 4-тонный танк, получилось 6,5 тонн. Тем не менее, Renault всё же создала то, что было нужно французской армии. В апреле 1917 года танк приняли на вооружение. Он стал называться Renault FT. Это был первый в мире серийный легкий танк. А заодно самый массовый танк Первой мировой войны.


Уже в сентябре 1917 года были готовы первые три машины установочной партии из 150 машин, которые строились из неброневой стали. Впрочем, это было лишь начало, потому что уже 1 августа 1917 года появился новый заказ, согласно которому Renault должна была произвести 2400 танков по цене 44 тысячи франков за штуку. При этом Renault была уже не единственной фирмой-производителем. Осенью 1917 года к выпуску присоединились Schneider и Delaunay-Bellevill, а также Berliet. Из этих четырех фирм три были автомобилестроительными, но за счет небольших размеров и массы танка организация серийного выпуска Renault FT не составила огромного труда. Распределение заказа по четырём предприятиям привело к тому, что организовалась система достаточно тесной кооперации. В производстве танков это произошло впервые в мире. Такая плотная кооперация способствовала успешной организации массового производства танка. К 11 ноября 1918 годабыло сдано 3246 танков данного типа, ещё 627 машин было сдано до конца месяца. Производство постепенно сворачивалось. Тем не менее танки этого типа продолжали поступать в войска и в 1919 году. Общий объём выпуска Renault FT составил 4516 штук. Эта цифра еще долго была рекордом, лишь в 30-е годы всех переплюнул Т-26.


Renault FT в районе Вердена, 12 октября 1918 года. Машины как с пушечным, так и с пулеметным вооружением.

Впервые в бой эти машины пошли 31 мая 1918 года, но уже к середине июля это стал самый массовый танк французской армии. За счет того, что машины выпускались в двух вариантах (пулеметном и пушечном), они поддерживали друг друга разными видами огня. Также часто Renault FT действовали совместно со средними танками. Наконец, танков имелось уже такое количество, что получилось поделиться с союзниками. А именно с американцами. К 21 сентября им было передано 173 таких танка, которые успели повоевать. Как раз тогда воевали будущий генерал Паттон, в ходе боевых действий он умудрился получить ранение в пятую точку. О чем не едко вспоминал и даже показывал, если спросят :)


Все таки имеют литые башни Berliet-Girod, самые массовые для данного танка.
https://www.facebook.com/Digital-History-Archive-415380491830638/?_rdc=1&_rdr

Надо сказать, что по итогу такая массовость сильно аукнулась французам после войны. На долгое время Renault FT оставались наиболее массовыми французскими танками, причем это касалось и Второй мировой войны. Другой вопрос, что машина безнадежно устарела, превратившись в чемодан без ручки. Некоторое время это тормозило процесс перевооружения, что привело к весьма печальным последствиям.

Статья по Renault FT: https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki
Tags: renault ft
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дрын-дырыдын!

    Такой жанр, как дизельпанк, редко обходится безо всяких чудных механизмов. Правильнее говорить, что вокруг них всё и крутится, ибо High Tech, Low…

  • Богатство выбора

    Екатеринбург - город контрастов. Это касается многих вещей в этом городе, в том числе и увлечений жителей. Причем им дается богатство выбора. Одним…

  • "Кушать подано!"

    Идеологическая подкованность была свойственна Красной Армии и тех частей, которые в нее входили. Местами с оттенками весьма толстого троллинга. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments