Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Продукт долговременного допила

В 20-е годы немецкая армия (на тот момент Рейхсвер) предполагал иметь два типа танков. Первым из них был средний, более известный как Großtraktor, с 75-мм короткоствольным орудием. Второй появился чуть позже. Это был танк, более известный как Leichttraktor, вроде как легкий, но не совсем так. Машина получилась достаточно тяжелой, хотя до средних всё еще не дотягивала. Первоначально предполагалось, что у нее будет трехместная башня, но у немцев тогда многое шло не совсем так, как они предполагали. Посему после первых же испытаний башня стала двухместной. Да и в целом выяснилось, что межвоенные немецкие танки первого поколения оказались слегка так никакими. Кроме отрицательного результата, более ничего получено не было.
Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. Согласно первым прикидкам, вооружение в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., заказчиков в лице немецких военных вполне устраивало. Полноценные требования к новому типу танка появились немного позже – в январе 1934 года. К тому моменту на Leichttraktor Rheinmetall испытали свечную подвеску, которую немцы подрезали у танков Кристи. Суда по дальнейшим событиям, подвеска показала себя неплохо, как минимум не хуже того ужаса, что у немцев стояло на их "легких тракторах". Так вот, в начале 1934 года 6-й отдел Департамента Вооружений сформировал требования на шасси танка, получившего обозначение Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода». Машина предполагалась 10-тонной весовой категории. Это никого не должно смущать, на самом деле масса предполагалась минимум 12 тонн. На спецификацию отозвалось 4 компании - Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Из них достаточно быстро фаворитами оказались MAN и Daimler-Benz. Последняя отказалась от участия в программе Leichttraktor, но зато получился реванш с Z.W. Вскоре из проекта вышла MAN, в результате чего Daimler-Benz получила контракт на два опытных шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он получил название 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen, то есть «боевая машина с 37-мм орудием». Ну а больше этот танк известен как Pz.Kpfw.III Ausf.A.

Надо сказать, что к тому имени, под которым танк известен, пришли далеко не сразу. Два шасси Z.W., которые построили в августе 1935 года, именовались как 3.7 cm Geschütz-Panzerwagen, то есть «бронированная машина с 37-мм орудием». Одновременно шли работы по башням, причём Krupp изготовил не одну, а две опытные башни. Машина получилась на 40 см длиннее и почти на 20 см шире. Как и требовала спецификация, на танк был установлен 300-сильный двигатель Maybach HL 100 TR с КПП ZF SSG 75. Впрочем, быстрым шасси не предполагалось - максимальная скорость составила 40 км/ч. Подвеску Кристи, кстати говоря, довольно стильно переделали. Немецких конструкторов не устраивал тот факт, что элементы подвески занимали довольно большой внутренний объём корпуса. Этого удалось избежать, разместив элементы подвески снаружи. При этом длина свечи оказалась заметно меньше, чем у танков Кристи. Меньшими по размеру оказались и опорные катки, которые ставились по 5 штук на борт. А еще, по итогам испытаний, на переднем балансире появился механический амортизатор. Впрочем, как показала практика, он помог, но не сильно.


Pz.Kpfw.III Ausf.A на показательных выступлениях.

Надо сказать, что в целом конструкторы Daimler-Benz создали танк прогрессивной конструкции. Он имел типовую для немецких танков того периода компоновку с носовым размещением трансмиссии, при этом шасси получилось достаточно низким. Типичным было и наличие съемной подбашенной коробки. Вполне удачной оказалась и башня, которую, по итогам, сделали на Krupp. Она была трехместной, при этом командир занимался исключительно своими обязанностями. Вместе с тем, машина постепенно росла по массе. Кроме того, постепенно менялась "начинка". В апреле 1936 года танк обрёл, наконец, название, под которым он всем известен. Отныне он стал Panzerkampfwagen III (3.7 cm), то есть «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой». Одновременно ей присвоили сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141». А год спустя была выпущена серия из 10 танков, которые получили серийные номера шасси 60101–60110. И на этом всё.


Поначалу башня Krupp имела немалое число заклепок. на них крепились, в том числе, и внутренние элементы.

Серийный танк имел боевую массу 15 тонн, он получил новый мотор - Maybach HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил. При этом машина оказалась еще медленнее опытного образца Z.W., но и это не являлось главной проблемой. Дело в том, что свечная подвеска весьма чувствительна к перегрузкам, а превышение массы составило 3 тонны. Результатом перегрузки ходовой части стала увеличившаяся продольная раскачка корпуса, причём наличие амортизатора, вероятно, не особо повлияло на общую картину. Проблемы, судя по всему, проявились ещё на стадии испытаний, поскольку ещё в начале 1936 года Daimler-Benz получила контракт на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной подвеской. Но и эти машины оказались не более чем пробными, доведение Z.W. до ума потребовало нескольких лет.


Несмотря на проблемы, Pz.Kpfw.III Ausf.A успели повоевать.

В виду того, что у немцев со средними танками наблюдалась беда, Pz.Kpfw.III Ausf.A всё же повоевали. Но после Польской кампании их убрали от греха подальше.

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.A: https://warspot.ru/5911-bystrohodnyy-tank-po-nemetski
Tags: pzkpfw iii
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Аэродромный трудяга

    Недавно в Музее Техники Вадима Задорожного открылась экспозиция "Соколы Родины", посвященная советской авиации. В ней собраны образцы советской…

  • Не такая уж и учебная "копейка"

    Так сложилось, что первый вариант немецкого легкого танка La.S., который машина первой серии, так и не получил башен и подбашенных коробок. Как и…

  • "Скатертью, скатертью"

    Можно сказать, что перед нами памятник тлену и безысходности. Неловкий момент, когда не успел за поросенком Петром и находишься в печали.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments