Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Промежуточный танк под номером 13

В ходе Второй мировой войны разные конструкторские школы развивались по различным направлениям, некоторые из которых оказывались тупиковыми. Несмотря на то, что зачастую результат оказывался отрицательным, это тоже результат, а по итогам получалась вполне удачная машина, которая на долгое время становилась одной из лучших в классе.
Как раз такое случилось с советскими тяжелыми танками. Поначалу всё развивалось по стандартной схеме, но к началу 1942 года выяснилось, что "кормить" КВ-1 уже некуда. Ресурс ходовой части закончился, стали вылезать различные болячки, в значительной степени связанные со значительной перегрузкой шасси. Потому и более толстую броню, и более мощное орудие на эту базу нет завезли. Вместо этого начались работы по двум направлениям - эволюционном и революционном. По результатом эволюционного пути развития получился "скоротной" танк КВ-1с, машина во многом компромиссная, но продержавшаяся в серии почти год и относительно неплохо себя показавшая.
А вот революционным направлением стал танк, получивший обозначение КВ-13. Как раз сегодня исполняется 78 лет с начала его заводских испытаний. Данная машина стала воплощением идеи совместить подвижность и габариты Т-34, а также броневую защиту КВ-1 (и даже чуть ее повысить). При этом КВ-13 (в конструкторской документации опытного завода №100 он именовался как ИС-1) являлся не "средним танком тяжелого бронирования", как это часто пишут, а тяжелым танком. 30-тонные тяжелые танки были не таким уж и редким явлением, достаточно вспомнить VK 30.01. Это уже после начала войны масса тяжелых танков рванула вверх, а до того 30 тонн - это вполне тяжелый танк.
Машина получилась с крайне непростой судьбой. Цифра 13 в данном случае сработала на все сто. К началу испытаний танк уже не соответствовал требованиям ГАБТУ КА, а сами испытания превратились в череду пыток. Тем не менее, данный танк стал первой ступенькой к ИС-2, лучшему тяжелому танку конца войны.

Надо сказать, что проблемы у КВ-13 были и по причине низкого качества сборки, ибо осень 1942 года - это едва ли не самый напряженный период для ЧКЗ. Машина делалась по остаточному принципе, посему и качество изготовление соответствующее. Тем не менее, имелись и недочеты принципиального характера, которые дефектами завода никак не назовешь. Так что будущего у КВ-13, как серийной машины, не было.

К 78-летию начала испытаний КВ-13 сделал статью на Яндекс Дзене. Сразу отмечу, что мои материалы на Дзене - это не копия того, что на Варспоте. Материала-то много, а ставить его сюда - да ну нафиг. Так что велкам.
https://zen.yandex.ru/media/id/5f245582d6b2bc74ca98811a/tiajelyi-tank-pod-neschastlivym-nomerom-5f6dba0b3aa39e43aac73e9d
Ну и подписывайтесь, теперь там новые материалы каждый день.
Tags: КВ-13
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Досыпьте наград!"

    Если смотреть внимательно на статистику награждений первого и второго годов войны, то можно заметить весьма невысокий процент наград. Наградных-то…

  • Зимние виды спорта

    Сражения англо-американской группировки в Арденнах, которые шли в конце 1944-начале 1945 годов, у нас не особо известны. Между тем, это были весьма…

  • В стоке

    Так исторически сложилось, что значительная часть советских средних танков Т-44 закончила свою карьеру в виде различных спецмашин. В принципе,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments