Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Ненужный Боргвард

Одним из тех аппаратов, что дебютировал на Курской дуге, оказалась радиуправляемая саперная машина Sprengladungsträger Borgward B IV b, она же Sd.Kfz.301. Это было развитие темы саперных машин, управлявшихся по радио, которую Borgward вела с 1939 года. Изначально базой для Borgward B IV послужила машина снабжения VK VK 3.02, ходовая часть которой повторяла немецкие полугусеничные тягачи. Это неудивительно, ведь самый массовый полугусеничный тягач Sd.Kfz.11, который 3-тонник, являлся как раз разработкой Borgward. Впрочем, типичную для немецких полугусов базу использовали только машины установочной партии, а также первая серийная версия машины - Borgward B IV a. Они же имели броневую защиту только спереди.
Основной же версией стала Borgward B IV b. Она отличалась корпусом, который был уже полностью бронированным, также появились откидные панели для механика-водителя. В случае чего он мог оперативно сделать ноги через эвакуационный люк, который находился с правой стороны корпуса. Наконец, ходовая часть была изменена. Достаточно быстро выяснилось, что ходовая часть конструкции известного конструктора Генриха Книпкампа подходит для тягачей, но не подходит для танков и инженерных машин. Поэтому вместо сложных траков с резиновыми подушками на Borgward B IV b ввели цельнометаллические траки упрощенной конструкции. Убрали резину и с ведущих колес, существенно упростив их конструкцию. Вот такая версия и была выпущена тиражом 868 штук, из них 650 в 1943 году.
На Курской дуге основной была версия Borgward B IV b, но встречались и Borgward B IV a. Их свели в отдельные танковые роты радиоуправления (Funklenk-Panzerkompanie). Всего на Северной фасе Курской дуги применили три таких роты - Fkl.Pz.Kp. 312, 313 и 314. Машины должны были подъезжать к цели, сбрасывать контейнер со взрывчаткой (а было ее 500 кило) и делать ноги. При этом машиной управляли по радио с командной машины на базе либо Pz.Kpfw.III, либо StuG 40 Ausf.G.

По итогам применения свою задачу данные аппараты решили лишь частично. Отдельные танковые роты радиоуправления понесли тяжелые потери, причем часть Borgward B IV и машин управления оказались захвачены. Захвачены были и документы, включая даже инструкции по применению. Всё это было переведено на русский язык и направлено в соответствующие управления. Впрочем, появление немецкой машины, управляемой по радио, не стало для Красной Армии большой новостью. Дело в том, что подобное у нас было создано еще в 30-е годы, применено в боевых условиях и вызвало скорее разочарование. Дальность связи оказалась небольшой, аппаратура дорогой, а ее обслуживание требовало высокой квалификации. В общем, рестрата отечественной программы немецкие трофеи не спровоцировали.

О Borgward B IV и том, как на эту машину посмотрели в ГБТУ КА, рассказывается в моей новой статье, которая вышла на Яндекс Дзен. Там приводятся и документы, которые ранее не светились. Так сказать, велкам, завтра будет новая статья.
https://zen.yandex.ru/media/id/5f245582d6b2bc74ca98811a/neinteresnoe-vundervaffe-s-kurskoi-dugi-5f6ef8a563b25d04cd401f92
Tags: архивное, телетанки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments