Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

"Чтобы тебе лучше стрелялось"

В июне 1942 года опытную американскую самоходную артиллерийскую установку GMC T35E1 стандартизировали как Gun Motor Carriage M10. Тогда же ее орудие, 76-мм пушку T12, имевшую зенитную баллистику, стандартизировали как 76-mm Gun M7. На финале получилась крайне интересная машина. Несмотря на то, что базой для GMC M10 выступал средний танк, заказчики хотели более высокую подвижность. Отчасти их ожидания оправдались. Поначалу, правда, данные оказались не особо впечатляющими. На испытаниях, которые прошли 24 апреля на Абердинском полигоне, выяснилось, что максимальная скорость оказалась меньше расчётной — 48 км/ч. Средняя скорость по шоссе при этом составила 44,5 км/ч, а управляемость охарактеризовали как более высокую, чем у Medium Tank M4. Впрочем, GMC T35E1 на испытаниях 10-12 мая, при неполной боевой массе, смогла развить существенно большую максимальную скорость - 58 км/ч. По итогам, конечно, скорость снизилась до 50 км/ч, но всё равно GMC M10 стала одной из наиболее подвижных машин в своём классе. Лишний плюсик американским танкостроителям, которые с самого начала сделали боевую машину, не уступавшую аналогам.
Крайней интересной оказалась и общая концепция машины. По всем правилам, подобная самоходка представляла собой боевую машину с неподвижной рубкой. Так вот, с самого начала американцы захотели не рубку, а вращающуюся башню, частично открытую. GMC T35 прошла весьма долгую эволюцию этой самой башни. Сначала речь шла о круглой сверху конструкции со стенками, имевшими рациональный наклон брони. Впрочем, на испытаниях выявился недостаточный объём боевого отделения. Поэтому башня подверглась серьёзной переделке. Помимо того, что она предполагалась сварной конструкции, башню упрощали и делали одновременно более технологичной. V-образную форму сохраняли только кормовые листы, а передние бортовые листы делали под рациональным углом наклона, но более простыми по форме. Также в июне 1942 года в кормовой части башни появился вертлюг для зенитного пулемёта Browning M2HB. Далее выяснилось, что башня получилась неуравновешенной, поэтому в корме появился балласт. Одним словом, доработок хватало, но имелись и опытные конструкции, которые в серию не попали.

Установленный в июне 1942 года зенитный пулемет Browning M2HB был, можно сказать, результатом компромисса. Устанавливался он таким образом, что стрелять из него можно было только в определенном секторе. Не говоря уже о том, что сзади слегка так мешало орудие, в результате одновременно вести огонь из пушки и пулемета не представлялось возможным. Да и вообще, проще оказывался огонь при наведении пулемета извне, то есть если надо пострелять вперед, проще попросить пехоту, и при этом не вращать башней.


Опытная башня с башенной турелью для Browning M2HB.

Так вот, в 1943 году появилась идея установки турели, аналогичной той, что соорудили для GMC T70. Только в данном случае турель была не у командира, а у заряжающего, разместили ее с правой стороны. Кстати говоря, что-то похожее было и на опытном образце Gun Motor Carriage T71, но там, опять же, она размещалась слева. На борту башни сделали выступ, дабы под турель оставалось место.


Вид сверху на получившуюся конструкцию.

По непонятным причинам идея, вполне разумная, так и осталась в виде эксперимента. Почему - этот вопрос лучше задать Николасу Морану, который смог нарыть отчет по данной идее. Хотя вообще идея была верной.

Статья по GMC M10: https://warspot.ru/16063-sredniy-istrebitel-po-amerikanski
Tags: m10 gmc
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Black russian

    Любая выставка, посвященная вооружению и военной техники, обязательно привлекает весьма странные аппараты, некоторые из которых относятся к категории…

  • Немецкая коничка на изучении в СССР

    В межвоенный период работы по различным новинкам артиллерии шли весьма активно. Одной из таких новинок стал принцип конического канала ствола.…

  • Работы в ЦМВС 24.10.2020

    На минувшей неделе в Московской области позакрывали музеи. Но не в нашем Нерезиновске! Посему в ЦМВС работы в минувшую субботу состоялись. На сей раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments