Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Крыша для самохода по-мытищенски

Когда на вооружение Красной Армии принимали самоходную артиллерийскую установку СУ-15, одним из требований стал демонтаж крыши боевого отделения. Вообще она у СУ-15 была, но при этом боевая масса превысила 11 тонн, а памятуя о проблемах СУ-12 (СУ-76), связанных с перегрузом шасси, от крыши было решено избавиться. Посему серийная машина, получившая обозначение СУ-15М (СУ-76М), не имела крыши, чуть срезали корму и борта рубки, а боевая масса снизилась до 10,5 тонн.
Так вот, с конца 1943 года в Управление самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА) начали поступать жалобы на отсутствие крыши, что приводило к потерям от пуль и осколков снарядов, падающих сверху в боевое отделение. И ладно бы просто жалобы: наиболее рукастые самоходчики начали делать крыши боевого отделения самостоятельно, причем вариантов переделки хватало с лихвой. Поначалу в УСА ГБТУ КА с этим пытались бороться, но стало понятно - если звёзды зажигают, значит, это кому-то надо. В результате весной 1944 года всё же были запущены проектные работы по улучшению защиты боевого отделения. Первой такой разработкой стала доработанная версия СУ-57, которую сделали на ГАЗ им. Молотова. Машина получила полностью закрытое боевое отделение, для улучшения обзорности сверху появились перископические приборы. Машина прошла испытания, но дальше опытной разработки дело не пошло.
Следует отметить, что ГАЗ им. Молотова не был головным разработчиком СУ-15М, центр разработки находился в Кирове, на заводе №38. Но в июле 1944 года завод перевезли в Харьков, где его влили в завод №75. А новый центр разработки легких САУ организовали на заводе №40, что в Мытищах. Так вот, первой работой коллектива руководством главного конструктора Н.А. Попова и стала установка крыши. Причем работу стали вести по двум разным направлениям.

По итогам работы в октябре 1944 года прошли испытания модернизированной СУ-76М, оснащенной жесткой крышей. Боевая масса машины большой модернизации выросла на 180 кг — до 10680 кг. Её переделка была более существенной, чем в случае с СУ-57. В крыше имелись три люка, один из которых предназначался для панорамного прицела, а ещё два — для заряжающего и командира. При этом кормовой люк увеличивался. Относительно небольшое увеличение боевой массы было связано с тем, что толщина крыши составляла 4 мм. Совсем немного, но для защиты от шальных осколков вполне достаточно. Машину испытали, но результаты оказались далекими от идеальных.

В своё время я про эту модернизацию писал, но, что называется, галопами по Европе. А вот теперь появилась небольшая статья, со слайдами, часть которых ранее не светилась. В дальнейшем такие материалы будут появляться регулярно, ибо на варспотовских статьях есть ограничение по числу знаков (правильное ограничение - ибо не прочитает почти никто столько букв), а так получаются допы, так сказать.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/mytiscenskaia-krysha-dlia-su76m-5f7c0357952c3b370ed76290
Tags: СУ-76М, архивное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С намеком

    Суровый кулинарный маркетинг из Воронежа. Не знаю, конечно, может это и новая мода, но я бы не стал там есть. А то реклама какбе намекает...…

  • "Убрать как чужеродный элемент"

    Может показаться, что особисты и представители военного трибунала были едва ли не абсолютной властью. Но такое бывало далеко не всегда. Если…

  • "И все-таки он вертится!"

    Как известно, такое явление технической мысли, как шаротанк, не было реализовано в виде боевой машины. Даже в виде опытных образцов советский…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment