Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Относительно противоснарядная броня

По поводу происходивших в танкостроении межвоенного периода процессов существует некоторое недопонимание. В том числе и того, что в разное время называлось противоснарядной бронёй. Например, французские легкие танки Renault NC почему-то историки википедии называют недостаточно бронированным для своей массы. В упор даже не понимая, что такое легкое противоснарядное бронирование в первой половине 20-х годов. По состоянию на начало 20-х годов типовым средством борьбы с танками являлись пехотные орудия калибра около 37 мм. Даже первая в мире противотанковая пушка, 3,7 cm TAK 1918, имела тот же калибр. Толщина танковой брони того периода составляла порядка 12-15 мм, поскольку это была гарантированная (в теории) защита от пуль винтовочного калибра. Так вот, экспериментальным путем выяснилось, что оптимальной толщиной брони, которая защищает от огня и тогдашних противотанковых пушек, и от ружейно-пулеметного огня, является 25 мм. Уже потом выяснилось, что та же толщина брони защищает еще и от огня крупнокалиберных пулеметов. Так что 25 мм брони у Renault NC было на тот момент достаточно.
Ситуация поменялась в 1925 году, когда на вооружение английской армии стал поступать Medium Tank Mk.II. Его 3-фунтовая (47-мм) пушка была способна поражать броневой лист толщиной 26 мм на дистанции 500 метров. Поэтому и толщина легкой противоснарядной брони выросла до 30 мм. А дальше процесс роста брони у французов только пошел вверх. Первым, в начале 1930 году, тревогу забил капитан Фердинанд Дейга, который был не только известным танковым теоретиком, но и одним из руководителей Технического отдела пехоты. Он знал о разработке 25-мм противотанковой пушке Hotchkiss, а она была способна поражать броню толщиной 35-40 мм. Поэтому в 1930 году требуемую толщину брони подняли до 40 мм. Вот как раз такую броню "протисали" и Renault ZM, который изначально разрабатывали с толщиной брони 30 мм. 29 апреля 1935 года Renault ZM был принят на вооружение французской армии под обозначением Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы Renault). Этот танк, более известный как Renault R 35, был самым массовым из современных французских танков на начало войны. И, в общем-то, одним из самых бесполезных.

Всё те же историки Википедии считают, что у Renault R 35 броня была противоснарядной, хотя вот это утверждение требует серьёзной корректировке. Ее вернее называть "легкой противоснарядной бронёй", поскольку уже в ходе производства выяснилось, что в требования броневой защиты она не вписывается. Это во многом объясняет, почему танковать в реальных условиях войны данные танки могли крайне относительно. Собственно, с толщиной брони французы промахнулись, что еще хуже, на само-то деле их литая броня, как и катаная, была далеко не такой качественной, как это часто пишут.

Данной теме посвящен мой материал на Яндекс Дзене. Сначала хотел просто про R 35 написать, а потом решил, что надо всё же тему противоснарядной брони поднять. А то не очень понятно получается, чего был рост брони в межвоенный период.

https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kraine-otnositelnaia-protivosnariadnaia-bronia-francuzskih-legkih-tankov-5f84734ca144c35a27a402f1
Tags: renault r35, архивное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Попытка засунуть утку в зайца

    Одной из любимых тем среди разных спецов по бронетанковой технике является запихивание стволов побольше в танки поменьше. У товарища Купцова немало…

  • Ай, цвай, полицай

    Продолжая тему "песни народов мира". Недавно прошел Всеукраинский фестиваль повстанской песни "За Украину! За ее волю".Так вот, третье место там…

  • "Нам надо!"

    Героями недели в Волгограде стали военнослужащие 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады ефрейтор Александр Жеребцов и рядовой Дмитрий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments