Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Шагающая бронеточка из Магнитогорска

Мобильные оборонительные сооружения появились еще во второй половине XIX века. Идея передвижной огневой точки, которая была вооружена скорострельной пушкой и могла перевозиться до места установки на лошадиной тяге, оказалась крайне удачной. Настолько, что каретки Шумана, классический пример такой штуковины, с успехом применялись и в Первую мировую войну. В дальнейшем появились более простые конструкции, которые обычно строились под установку пулеметного вооружения. Правда, к ним был ряд претензий, связанных с недосточной защитой и слабым вооружением. При этом имелся спрос на орудийные мобильные оборонительные сооружения. И не просто имелся - подобные конструкции разрабатывали, испытывали, и даже принимали на вооружение. Но по сути дальше опытных разработок дело так и не продвинулось. Главной причиной тому был постепенный рост требований к огневой мощи таких сооружений, в результате они попросту устаревали.
Имелись также идеи и насчет самоходных оборонительных точек. Как не дико это прозвучит, но спрос на подобные штуки вполне имелся. Иногда было достаточно просто перетащить огневую точку не несколько десятков, или сотен метров в сторону, при этом перетащить ее силами внешней тяги оказывалось невозможно. Например, в виду вражеского огня. Так что идеи сделать огневую точку мобильной были вполне реальными. Собственно говоря, английский Infantry Tank Mk.I некоторое время рассматривался как своеобразная мобильная пулеметная огневая точка, которой будет не страшен огонь вражеской противотанковой артиллерии. Немцы под Аррасом наглядно объяснили всю неправоту данной идеи, но сама концепция самоходной огневой точки продолжала будоражить умы. Посему появление проектов таких мобильных огневых точек являлось вполне закономерным. Есть они и в отделе изобретений ГАБТУ КА, причем совсем не обязательно шли от каких-то чудаков. Иногда их предлагали весьма серьёзные организации. Как раз такой был Магнитогорский Металлургический Завод, откуда в июле 1942 года пришел вот этот проект.

Вообще обычно подобные штуковины были скорее плодом богатой фантазии, но тут подобрался вполне серьёзный коллектив. Главным идеологом был инженер Н. Алексеенко, ассистировала ему инженер-конструктор Панасавеа, а консультировал председатель бюро секции вооружения военинженер 1-го ранга В.Ефремов. Самое интересное, что в консультировании данной разработки принимали участие и представители ЛБТКУКС (Ленинградские Бронетанковые Курсы Усовершенствования Командного Состава РККА), которые в 1941 году эвакуировали как раз в Магнитогорск. Кстати говоря, нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, в чьём подчинении был Магнитогорский Металлургический Завод, не был против изготовления подобной штуковины (при условии согласия ГАБТУ КА). А его-то как раз и не последовало.

В своё время я по этой штуке выкладывал кое-что, ее даже одни веселые люди реконструировали (не очень точно, но похоже). Ну а теперь сделал полноценный материал.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/shagaiuscaia-ognevaia-tochka-iz-magnitogorska-5fa059be01bdcc48339b718c
Tags: архивное, изобретение и рационализаторство, красный дизельпанкЪ, фортификация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Не зная броду..."

    Тяжелыми танками американские военные начали всерьёз заниматься с 1940 года. Результатом стало появление Heavy Tank M6, серийной машины, которая,…

  • Милиция на Дороге Жизни

    В годы Великой Отечественной войны милиция в Ленинграде занималась довольно широким спектром деятельности. Помимо непосредственных обязанностей,…

  • Царство вездеходов

    Конец года - это не повод для того, чтобы просто подводить итоги. Декабрь весьма насыщен мероприятиями, в том числе и посвященных технике. Одно из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Не зная броду..."

    Тяжелыми танками американские военные начали всерьёз заниматься с 1940 года. Результатом стало появление Heavy Tank M6, серийной машины, которая,…

  • Милиция на Дороге Жизни

    В годы Великой Отечественной войны милиция в Ленинграде занималась довольно широким спектром деятельности. Помимо непосредственных обязанностей,…

  • Царство вездеходов

    Конец года - это не повод для того, чтобы просто подводить итоги. Декабрь весьма насыщен мероприятиями, в том числе и посвященных технике. Одно из…