Category:

В Германию за танками

В истории отечественного танкостроения 1930 год стал важным временем. Возглавляемая начальником УММ КА И.А. Халепским закупочная комиссия провела большую работу по поиску оптимальных образцов бронетанковой техники. Причины зарубежного вояжа были прозаичны: на вооружении Красной Армии состоял всего один тип современного танка - Т-18 (он же МС-1), причем он уже не удовлетворял требованиям по скорости. Разработка среднего (маневренного) танка задерживалась, а с тяжелым дальше проектных работ Ansaldo по 65-тонному танку дело не продвигалось. Посему 20 января 1930 года было принято решение об отправке за рубеж специальной комиссии (Халепский, В.В. Осинровский и Д.Ф. Будняк), по результатам деятельности которых Красная Армия получила три серийных образца бронетанковой техники. Это танкетка Т-27 (советская версия танкетки Carden-Loyd Mk.VI), легкий танк сопровождения пехоты Т-26 (советская версия Vickers Mk.E Type A) и колесно-гусеничный танк БТ (советская версия Christie Convertible Medium Tank M1940).
По поводу результатов этой поездки нередко возникают споры, но вообще некоторые личности, особо одиозные вызывают удивление. Закупать "на пробу" танки за рубежом тогда являлось вполне привычным делом. Так делали все, кто-то открыто, а кто-то (как немцы) в обстановке тайны. В одних случаях речь шла о закупке партии танков для пополнения собственных армий, поскольку сами танков они не производили. Кто-то, подобно СССР, закупал партию танков с целью дальнейшего производства собственных версий. И комиссия Халепского тут не одинока. Вспомнить можно поляков и итальянцев, для которых покупка английских машин стала шагом к развитию собственных конструкций. Наконец, был и третий вариант - покупка "носителя технологий". Это означало, что с образца копировали ряд технических решений, чаще всего безо всяких отступных. В этом смысле становится смешно от личностей, бегающих кругами и кричащих о том, что Советский Союз всё только и копировал, причем безо всяких лицензий. Вот как раз откровенное воровство практиковали развитые страны. У тех же англичан немцы и американцы "подрезали" целый ряд решений, да и французы сделали то же самое. Например, танкетку Carden-Loyd лицензионно пыталась строить на Latil (Latil N), а Renault в открытую позаимствовала технические решения сначала на транспортере Renault UE, а затем на целом ряде танков. Так что не волнуйтесь - при удобном случае воровали все. И воруют до сих пор.
Вот и шведская королевская армия была не одинока в этом вопросе. С танками у них дела обстояли не очень. Собственной танкостроительной школы шведы не имели, а танки Strv m/21 являлись немецкими LK-II, причем шасси были чисто немецкими, а корпуса собирали сами шведы. Танки оказались вполне удачными, но время шло, и к концу 20-х годов они порядком устарели. А вот с заменой была беда. Вообще-то шведы хотели получить собственный танк, и даже нашелся человек, который мог им его сделать. Речь идет о гауптмане Фрице Хейгле, который известен как автор первых книг про танки. Куда менее он известен как создатель бронемашин для австрийской армии. Ну а про то, что с 1928 года он проектировал танки семейства SV A для шведской компании Morgårdshammar AB, вообще обычно одной строчкой. Деятельность там была бурной, но итоги - куча бумаги без реальных результатов. Как альтернатива был закуплен один Renault NC, но танк оказался не подходящим для местного ТВД, посему его забраковали. Особенно это показали испытания февраля-марта 1930 года, прошедшие на территории I 2.

2 декабря 1930 года комиссия в составе капитана Йёста Братта и капитана Нильса аф Силлена отправилась из Стокгольма в Германию. 4 декабря они были уже в Штутгарте, первой точкой маршрута стала Maschinenfabrik Eßlingen AG. Там они плотно пообщались с герром Штилером, директором компании, а также с Отто Меркером и инженером Сйолиным, представлявшим Landsverk. 7 декабря комиссия оказалась в Берлине, а оттуда уехала в Стокгольм, куда прибыла 8 числа. Следующий визит был на Krupp. 25 января 1931 года комиссия в том же составе отбыла в Германию, а 27 числа оказалась в Эссене. Здесь, помимо представителей Bofors, шведских офицеров встретил Георг Хагеллох, главный на Krupp по танкостроению. 29 января шведы оказались на полигоне в Меппене, день спустя Братт и аф Силлен были в Берлине, а 1 февраля вернулись в Стокгольм.

В январе 1931 года лейтенант Эрик Гиллнер и капитан Вальтер Эллиот (начальник управления A9, ответственного за моторизацию артиллерии) прибыли в Великобританию. Там им продемонстрировали Medium Tank Mk.IA, Medium Tank Mk.II, Medium Tank Mk.III, а также танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Итогам этих поездок и посвящена данная статья.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/v-poiskah-tanka-dlia-shvedskoi-korolevskoi-armii-5fd3a18b64f2df189703dbc4