Categories:

Альтернатива АТ-45

То, что выпуск советских танков, как горячие пирожки, пришлось расплачиваться проблемами по другим фронтам, не является секретом. И дело далеко не в одних людских, а также материальных ресурсах. Ради выпуска танков и САУ пришлось полностью прекратить выпуск гусеничных тягачей и значительно сократить выпуск грузовых автомобилей. Особенно это касалось ГАЗ им. Молотова, где выпуск танков, а затем САУ, попросту не давал возможности выпускать грузовые автомобили ГАЗ-63 и другие машины, использовавшие моторы ГАЗ-11. Во многом это объясняет то рвение, с которым А.А. Липгардт, главный конструктор ГАЗ, летом 1945 года выпроваживал танкостроителей с завода. Война кончилась, а вместо столь необходимых грузовиков выпускались самоходки. Вечно это продолжаться не могло.
Надо сказать, что с грузовиками дела еще более-менее обстояли неплохо, особенно с учетом того, что они поставлялись по программе ленд-лиза. А вот с гусеничными тягачами специальной разработки дела обстояли очень плохо. Их выпуск прекратился в конце 1941 года, а большую их часть выбили в ходе войны. В дальнейшем появился только тягач НАТИ-Д, превратившийся в Я-11/Я-12/Я-13. Эта машина была со сложной судьбой, особенно что касается моторов. С тяжелыми же тягачами дела обстояли хуже всего. Отчасти проблему решили поставки колесных танковых эвакуаторов Diamond T 980, которые поступали с 1943 года (пришло около 400 штук), но требовалась совсем другая машина. А именно аналог тягача "Ворошиловец". Его производство прекратилось в 1941 году и далее не возобновлялось. Между тем, потребность в тягачах данного типа была высокой, поэтому еще в 1942 году появились тактико-технические требования на аналогичную машину. На сей раз базой был средний танк Т-34. В 1943 году на заводе №183 был разработан такой тягач, получивший обозначение АТ-45. Его автором стал Н.Г.Зубарев, создатель "Ворошиловца" и ряда других тягачей.
То, что завод №183 не будет выпускать АТ-45, было очевидно с самого начала. Завод был перегружен по танковой тематике, так что требовалась новая площадка. Таковой назвали завод №75 в Харькове. Город освободили 23 августа 1943 года, а 16 октября появился приказ по НКТП №616с, согласно которому завод №75 восстанавливался в 3 этапа. И уже на первом этапе, который длился до марта 1944 года, предполагалось выпускать АТ-45. К июню уже выпустили 6 тягачей, постепенно дело двигалось к запуску крупной серии. Но...18 июля 1944 года было подписано постановление ГКО №6209с "Об организации производства средних танков Т-44 на заводах №75 и №264 Наркомата танковой промышленности". В результате АТ-45 выпустили только небольшой партией.

Мало кто знает, что у тягача АТ-45 мог быть и сменщик, причем также родом из Нижнего Тагила. Согласно планам, выпуск передков на заводе №183 сохранялся, также ежедневно планировалось выпускать по 60 вагонов, а вот количество танков сокращалось до 5 в день. Так вот, заводское КБ делать вагоны не хотело, да и руководство завода, прежде всего директор Ю.Е. Максарев, искали альтернативы. И вот этой альтернативом мог стать артиллерийский тягач на базе Т-44.

В начале 1945 года по инициативе Максарева был разработан проект артиллерийского тягача, который базировался на шасси Т-44. Исходный проект предполагал 6-катковое шасси, существенно отличавшееся от АТ-45. Если первый имел классическую компоновку с капотным расположением двигателя, то на заводе №183 поступили немного иначе. Фактически там взяли шасси Т-44, чуть его удлинили и развернули задом наперед. Причем этот проект был отнюдь не бумажным, по крайней мере, ходовой макет машины сделали. О нем и пойдет речь в данной статье.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiaglovaia-alternativa-iz-nijnego-tagila-5fd5c6e533ed420c3fd0f212

Другие материалы по отечественным тягачам и машинам на их базе:
Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"
Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2
Проекты транспортных тракторов, которые в 1941 году должны были заменить СТЗ-5