Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Мини-штурмовик по-французски

9 апреля 1917 года состоялись успешные испытания танка, который стал прорывом в мировом танкостроении. Речь идет о Renault FT, первом в мире массовом легком танке. По результатам испытаний было принято решение о заказе 1000 таких танков, фактически машину приняли на вооружение. Таким образом, полковник (к тому моменту уже бригадный генерал) Жан Батист Эжен Эстьен, главный идеолог создания данного танка, одержал победу. Надо сказать, что у данной машины имелась масса противников. Прежде всего, речь шла о генерале Леоне Муре, который заведовал STA (Service Technique Automobile, техническая служба механизации французской артиллерии). Дело в том, что Муре отдавал предпочтение тяжелым и средним танкам.
Не все знают, что первоначально Луи Рено должен был делать средний танк (об этом у него был разговор с Муре 20 мая 1916 года), базой для данной машины предполагался гусеничный тягач Renault FP. Но далее, в июле 1916 года, состоялся разговор Рено с Эстьеном, после чего и появился Renault FT. Не такой громоздкий, с менее мощным вооружением, но зато массовый. Муре при этом являлся ярым противником детища Рено и Эстьена. Попытки "прикопать" Renault FT он не оставлял и уже после того, как было принято решение о запуске машины в серию.
Можно, конечно, списать такое упорство на устаревшее мышление уже, мягко говоря, немолодого генерала-артиллериста (а Муре у тому моменту исполнилось 68 лет). Между тем, определенная логика в его мыслях имелась. Во-первых, у Renault FT даже 37-мм пушка стояла не всегда, первоначально танк был чисто пулеметным. Во-вторых, машина была весьма тесной. В-третьих, огневая мощь 37-мм орудия SA 18 была низкой, по сути это самоходная пехотная пушка, чьи возможности ограничены. Наконец, для штурмовых функций броневой защиты было недостаточно. Поэтому еще в январе 1917 года Муре стал подыскивать иную, нежели Renault, кандидатуру на роль создателей легкого штурмового танка.

Когда генерал Муре в январе 1917 года стал искать того, кто мог бы создать конкурента Renault FT, долго искать не пришлось. В поле зрения оказался Этьен Эдмон Эмишен, молодой, но талантливый инженер, который некоторое время являлся консультантом у Эстьена по танкам. За Эмишеном стояла Peugeot, в которой тот работал с 1912 года. Для этой фирмы Эмишен разработал электрический стартер, а также ряд других технический решений. Так что вопроса о том, годе именно разрабатывать новый танк, не стояло. Эмишен в марте 1917 года возвращается на Peugeot, а уже летом 1917 года стал вырисовываться проект нового танка. И эта машина разительно отличалась от того, что создавали на Renault. Для своего танка Эмишен разработал шасси, которое имело определенное сходство с Renault FT, но не более того. Количество опорных катков сократилось до 4 на борт, ряд отличий имела и подвеска, которая хоть и осталась полужесткой, но обеспечивала больший ход катков.

Ходовая часть, впрочем, была лишь одним из принципиально иных элементов Char d'Assault Peugeot. Если у Renault FT двигатель находился сзади, то у детища Эмишена он перекочевал в носовую часть. Но конструктор обошелся без вала, идущего через боевое отделение. Дело в том, что на танке была реализована электромеханическая трансмиссия, которую разработал сам Эмишен. Ее разместили в кормовой части. Экипаж оказался по центру - слева командир/наводчик/заряжающий, справа механик-водитель. В качестве вооружения использовалось 75-мм орудие BS (Blockhaus Schneider), то же самое, что и на Schneider CA 1. Это делало танк опасным противником для легких оборонительных сооружений. Дополнительная опасность Char d'Assault Peugeot заключалась в том, что толщину лобовой части довели до 40 мм. Это делало танк неуязвимым для имевшихся в то время противотанковых средств. По большому счету, получился скорее не танк, а легкая штурмовая САУ. Вот об этой необычной машине и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-shturmovik-etena-emishena-5feb0782adb1796a080d77f2

Другие статьи по французским легким танкам:
Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков
История французского опытного легкого танка Renault NC 1
К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35
Tags: французские танки Первой мировой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Работа по правилам

    Театральная работа является вещью высокохудожественной. При этом, как и во всякой работе, есть свои своды правил, как официальных, так и неписаных.…

  • Предок танковых орудий

    Едва ли не главным активом Центрального Военно-Морского Музея является экспонатура XIX века. Прежде всего второй половины XIX века, так сказать,…

  • Французский полусредний танк

    У французского танкостроения была, можно сказать, своя атмосфера. Начав с танков вскоре после англичан, французы очень быстро выбрали свой путь. Они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments