Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Подвозчик невезения

Одной из удач французского танкостроения начала 30-х годов стало создание аппарата, предназначенного для использования в качестве легкого артиллерийского тягача, либо в качестве машины снабжения. Речь идет о Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modèle 1931 R, или же Renault UE. Данная машина, являвшаяся развитием танкетки Carden-Loyd (причем развитием нелицензионным), стала самым массовым из "детей" английской танкетки. Французы не стали пытаться совместить в одной машине сразу несколько функций: непосредственно развитие как танкетка быстро превратилось в легкий танк-разведчик (официально броневик) для французской кавалерии. Данное направление имело успех, но больший успех оказался с точки зрения создания многоцелевой машины, разрабатывавшейся для других задач. Требовался легкий тягач, а также легкая машина снабжения, оснащенная прицепом (его тоже срисовали у англичан). Так и появилась Renault UE. Были, конечно, и вооруженные версии машины, но они составляли меньшинство. Зато получилась вполне неплохая, для своего времени, многоцелевая машина, выпущенная внушительным тиражом более 5 тысяч экземпляров.
Позже французы попытались создать нечто подобное, но более подвижное и грузоподъемное. Так на свет появилась Lorraine 37 L, менее массовая, но более удачная машина снабжения, из которой делали БТР и даже самоходные артиллерийские установки. Между тем, успех Renault UE пытались повторить многие, включая и самих англичан, у которых подрезали идею. По итогам получился Universal Carrier, самая массовая гусеничная боевая машина в истории. Данная машина, разумеется, несколько отличалась по исходной концепции, но решало схожие задачи. Самое интересное, что аналогичную машину разрабатывали и немцы.
Периодически можно слышать о каком-то особом пути немецкого танкостроения и разработке военной техники в принципе, но это слегка не так. Многое из того, что некоторые считают чисто немецкими идеями, на проверку оказывается подрезанным у других стран. Например, это касается саперных танкеток. Немецкое "ноу-хау", на самом-то деле, базируется на французских наработках. У французов, собственно говоря, идеи воровали с завидной регулярностью. Резинотканевая гусеница, которая применялась на ряде немецких танков 20-х годов, честно украдена у Адольфа Кегресса. По мелочам там много чего наберется, причем как-то никто по этому поводу руки не заламывает в самобичевании. Французов и англичан немцы обносили с завидной регулярностью, причем это у нас катались комиссии, которые договаривались о лицензиях, а откровенное копирование было только в случаях, когда нормально договориться не получалось. Немцы по этому поводу вообще не парились. Одна только волшебная история, когда через подставную фирму были куплены тягачи Carden-Loyd, послужившие базой для шасси Kleintraktor, а затем и в целом компоновочной схеме немецких танковых шасси, чего стоит. Вот и с еще одной машиной было "творческое заимствование"

16 апреля 1936 года у французов стартовал конкурс на новую машину снабжения, итогом которой и стала Lorraine 37 L. Машина с 70-сильным мотором, более крупная, нежели Renault UE, грузоподъемностью 810 кг + еще 690 кг в прицепе. Ну а немцы в сентябре 1937 года запустили программу разработки машины, требования на которую французов бы точно рассмешили. Судите сами: боевая масса 3,5 тонны, максимальная скорость 30 км/ч, грузоподъемность 500 кг + еще 500 кг в прицепе. По большому счету, это ТТТ на Renault UE. Разработчиком машины была выбрана фирма Borgward из Бремена, имевшая опыт в разработке полугусеничных тягачей.

Новая разработка получила типовое обозначение VK 3.01 (гусеничная 3 тонны, первый тип), также использовалось обозначение gep. Munitionsschlepper, то есть бронированный подвозчик боеприпасов. Технически шасси VK 3.01 во многом напоминало типовой полугусеничиный тягач, который решили сделать гусеничным и оторвали переднее колесо, вместе с куском рамы. Машина получила типовую для немецких полугусеничных тягачей ходовую часть, с той разницей, что опорные катки располагались в шахматном порядке. Поскольку машина предполагалась очень компактной, посему чем-то компоновка получилась похожей на советский тягач "Комсомолец". Мотор находился позади отделения управления, под грузовой кабиной. Это предопределило определенные сложности с обслуживанием мотора. Позже появилась улучшенная версия, VK 3.02. Предполагалось, что Borgward построит 400 таких подвозчиков со сроком начала выпуска в октябре 1941 года. А на кону стояла еще большая поставка - 1672 штуки для пехотных частей и полевых дивизий люфтваффе. Об этих машинах и рассказывается в данной статье.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/renault-ue-ponemecki-600075de95bba40a1d5bb11f

Другие статьи по немецким САУ:
История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette
История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G
История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)
Дополнительное бронирование StuG 40
Tags: немецкие истребители танков, тягачи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Набивая руку"

    Имя Ричарда С. Шеррера не особо известно даже тем, кто более-менее знаком с историей мировой авиации. Между тем, фигура весьма примечательная.…

  • "В меру испорченности"

    Встречают, как известно, по одежке, а некоторые новости по заголовкам. Вот тут даже ничего особо придумывать не требовалось, а темы для шуток…

  • Марсианская настойчивость

    В минувший четверг одним роботом, ползающим по поверхности Марса, стало больше. На поверхность красной планеты совершил посадку марсоход…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments