Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Прародитель английских крейсерских танков

Когда Джон Уолтер Кристи в 1916 году начал сотрудничество с американскими военными, он еще не знал, чем это закончится 8 лет спустя. В начале пути казалось, что военные заказы помогут ему развить бизнес, уверенность насчет этого была настолько высокой, что в 1918 году Кристи прекратил выпуск своих мотоблоков Front Drive Motor Company. Предназначались они для установки на пожарные прицепы, производство данных мотоблоков приносило стабильный доход, но Кристи считал, что надо расширяться для военных заказов. Данное решение стало фатальной ошибкой. В ноябре 1918 года Первая мировая война закончилась, у американских военных денег стало значительно меньше, а нишу пожарной техники быстро заняла American LaFrance. Ну а Кристи, в период с 1919 по 1924, создал целую серию боевых машин, которые так и не стали серийными. У конструктора хорошо получались САУ, но средний танк M1919, который ему заказали американские военные, оказался куда менее удачным. Во многом по причине появления этой конструкции Кристи и испортил отношения с американскими военными.
В 1924 году пути Кристи и Департамента Вооружений разошлись, причем они друг с другом крепко поругались. Генерал-майор Кларенс С. Вильямс, который с 1918 по 1930 занимал пост начальника Департамента Вооружений, проклял Кристи, сказав, что никогда с ним дел иметь не будет. Но это он зря. Летом 1928 года Кристи и его новая фирма U.S. Wheel Track Layer Corporation, размещавшаяся в Рауэй, подготовили принципиально новый танк - Christie M1928. Также его называли M1940, подобным образом Кристи намекал на то, что к 1940 году таки будут такими же быстрыми. 19 ноября 1928 года из Форт-Мид, штат Мэриленд, стартовал пробег M1928. В ходе испытательного пробега из Форт-Мид в Геттисбург и обратно танк показал среднюю скорость 45 км/ч, при этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесах 112 км/ч.
Откровенно говоря, Christie M1928 никогда и не был полноценным танком. Наличие у него двух пулеметных точек ничего не значило. По большому счету, это был не танк, а демонстратор технологий, предназначенный для обкатки новой ходовой части и демонстрации возможностей. Это прекрасно понимали все, кто имел дело с данной машиной. Тем не менее, демонстрация машины вызвала фурор. В начале 1930 года появились сначала поляки, а затем комиссия Халепского. Договор с советской стороной, который заключили в апреле 1930 года, стал дополнительным аргументом в пикировке Кристи с американскими военными. Именно зарубежные заказчики (сначала польские военные, а затем и советские), а не американские военные, стали первыми, кто узнал о работе Кристи над новым, полноценным танком. Причины прозаичны: Департамент Вооружений выглядел ненадежным деловым партнером, причем на его фоне Кристи, который выкручивался, как мог, выглядел более вменяемым.

11 декабря 1929 года начальник Департамента Вооружений рекомендовал $250000, выделенных на закупку Light Tank T1E2, перенаправить для заказа 4-5 колесно-гусеничных танков Christie M1928. Танки планировали закупить для войсковых испытаний. Той же позиции придерживалось и командование американской пехоты, правда, за эту сумму они хотели 5-6 танков. Хотя в Департаменте Вооружений упирались, как-то реагировать пришлось.

28 июня 1930 года было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск улучшенной версии танка M.1928. Данная машина, получившая обозначение Convertible Medium Tank M1931, была официально показана 90 лет назад - 22 января 1931 года. Этому танку с бурной судьбой и посвящен нынешний пятничный материал. Она так и не попала в американскую армию, но стала не менее эпохальной, чем два M1940, построенных для Советского Союза. Если те два танка были прародителями БТ и, в конечном счете, Т-34, то M1931 стал прародителем английских крейсерских танков.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/praroditel-angliiskih-kreiserov-6002f9a9f8b1af50bb286a93

Другие материалы по американским средним танкам:
M1940 Christie Tank в Советском Союзе
К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1
Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23
К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42
Tags: танки Кристи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Универсальная тележка по-немецки

    Музей Техники Вадима Задорожного - это не только большая коллекция бронетехники снаружи, но и много чего интересного внутри. В том числе это касается…

  • Изменчивый Landsverk L-60

    Опытные образцы бронетанковой техники часто становятся объектами для различных опытов. Если машина более-менее удачная, то в дальнейшем она часто…

  • "Отличается умом и сообразительностью"

    Приглашение звезд эстрады в различные фильмы является вещью давней и модной. Но иногда подобные вещи не являются правильным решением. Вот в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment