Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Как облегчить Т-126

Попытки замены "общевойскового" танка Т-26, как он официально именовался в системе вооружения АБТУ КА по состоянию на середину 30-х годов, предпринимались неоднократно. Поначалу не до конца устраивала подвижность данного танка. Фактический предел его скорости находился в районе 30 км/ч, при этом запаса для повышения подвижности не имелось. По данной причине появился проект Т-46, данная машина даже была принята на вооружение Красной Армии, но попытка запустить Т-46-1 в серию потерпела неудачу. Следующей попыткой стал СТЗ-25/СТЗ-35, который забраковали на стадии опытных танков. Быстро выяснилось, что конструкторское бюро СТЗ еще хуже справилось с задачей, нежели КБ завода №185. Посему 31 марта 1939 года были подготовлены тактико-технические требования на новый танк сопровождения пехоты. Боевая масса машины оценивалась в 16-18 тонн, скорость передвижения 30-35 км/ч, вооружение в виде 45-мм пушки и 2 пулеметов. Альтернативный вариант вооружения подразумевал 76-мм пушку Л-10, это были отголоски "артиллерийского" варианта Т-26, который прорабатывался еще в первой половине 30-х годов и неоднократно вытаскивался из нафаталина. Предполагалось, что танк будет иметь броню толщиной 45 мм по периметру, экипаж из 3-4 человек, а его габариты сравнимы с Т-26. Предполагалось использовать 6-цилиндровый двигатель на базе В-2 мощностью 250-300 лошадиных сил.
По большому счету, эти тактико-технические требования были написаны в стол, поскольку такой машиной завод №174 попросту не занимался. Он шел по пути улучшения конструкции Т-26 и достиг в этом вопросе немалых успехов. Шли работы по различным вариантам модернизации танка, но ни одна из них и близко не находилась к данным ТТТ. Вместе с тем, завод №75 всё же разработал 6-цилиндровую версию В-2, при этом завод №185, используя наработки по В-2, разработал свой дизель - 744. Его мощность была куда скромнее (130 л.с.), но при этом он был компактнее и спокойно помещался в Т-26. План опытных работ на 1940 год тоже выглядел очень скромно. И это на фоне того, что сменщиков БТ-7, а также Т-28 и Т-35 не просто построили, но уже предварительно испытали, а также готовили принимать на вооружение. И эти машины уже имели противоснарядную броню. Одним словом, ситуация с самым массовым советским танком предвоенного периода выглядела аховой. Как тут не вспомнить поговорку "пока гром не грянет – мужик не перекрестится". Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война наглядно показала, что противопульная броня Т-26 вообще никуда не годится.
Результатом стало появление, в начале февраля 1940 года, тактико-технических требований на новый танк сопровождения. Работа по машине явно шла раньше, поскольку 4 февраля 1940 года, когда было выдано задание, данная тема уже имела обозначение - 126. Также позже танк именовали в переписке как СП-126, или Т-126. По сути, те же ТТТ, что в 1939 году, но машина полегче. Боевая масса снижалась до 14-16 тонн, толщина брони до 40 мм, а также требовалась торсионная подвеска. Руководить разработкой Т-126 назначили С.А.Гинзбурга, освободив от других работ. Впрочем, отдел "20" завода №174 по-своему понял возложенное на него задание. 20 марта 1940 года был подготовлен эскизный проект Т-126 в двух вариантах. При этом ТТТ соответствовал второй вариант (Т-126-2), а первый, Т-126-1, напоминал больше Т-26 на стероидах. Причем и заводское КБ, и руководство завода настаивало именно на этом варианте, с подвеской типа LT vz.35 и мотором 744. При максимальной толщине брони 40 мм боевая масса этой машины составляла 13,5 тонн, а вот масса Т-126-2 была 16. Впрочем, оба варианта забраковали, как и проект Т-125 разработки опытного завода №185. А работать начали по несколько иной машине.

В середине мая 1940 года, когда на заводе №174 шло финальное утверждение проекта СП-126, вылезла одна нехорошая деталь. Дело в том, что вместо 13 тонн (такую массу утвердили в новых требованиях от 29 апреля 1940 года) реальная оценка массы оказалась выше - порядка 16-17 тонн. По итогам проект всё же утвердили, при этом в отчете макетной комиссии параметр боевой массы указывался "около 15 тонн". В таком виде СП-126 и утвердили, вот только на заводе №174 прекрасно понимали - реально там не 15 тонн боевой массы, а все 16, а то и все 17. На самом деле реально построенный образец СП-126 имел еще большую боевую массу - 17,7 тонн, и это еще с броней толщиной 40-45 мм. В результате еще во второй половине мая 1940 года отдел "20" начал работу над, можно сказать, бюджетным вариантом СП-126.

Впервые об этом танке, получившим обозначение Т-127, стало известно 1 июля 1940 года, когда был готов эскизный проект машины. Следует отметить, что Т-127, ведущим инженером которого являлся И.И. Голтвянский, не являлся "партизанщиной". Инициатором его разработки был А.И. Маркин, директор завода №174. Также к лету 1940 года в состав завода №174 включили опытный завод №185, где под руководством А.С. Макарова продолжали доводить мотор 744. Согласно проекту, Т-127 был небольшой боевой машиной, причем он получался на 30 см короче и чуть ниже, нежели Т-26 (при этом боевое отделение было длиннее Т-26 на 190 мм). Этим, а также более компактной и легкой силовой установкой, достигалась боевая масса в 13 тонн. Об этой попытке сделать СП-126, но полегче, и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkovesnaia-alternativa-t126-6005af08ee9f25022b06ae98

Ранее вышедшие статьи по советским легким танкам:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Т-40с, которого не было
Т-60 с башнями Т-30
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
Т-60 и другая матчасть 61-й танковой бригады в ходе операции "Искра"
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70
Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70
Tags: Т-50
Subscribe

  • "Не пробить, так вывести из строя"

    Вопрос борьбы с танками противника остро стоял с самого момента появления этого типа боевых машин на поле боя. Уже вскоре появились первые…

  • Жесткие меры первых лет войны

    О том, что в ходе первых лет войны Наркомат Обороны выпускал приказы, связанные с жесткими мерами по отношению к дезертирам и отступающим, известно…

  • "...то ли лыжи не едут..."

    Одним из преимуществ Красной Армии перед немецкой стало то, что она оказалась лучше подготовленной к боевым действиям зимой. Причин этому факту две.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment