Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Легкий чехословацкий первенец

Первоначальным планом для чехословацкой армии являлось создание легкого танка, близкого по характеристикам к Renault FT. Предполагалось получить двухместную боевую машину, вооруженную пушкой калибра 37 мм, но имеющую большую, нежели Reanult FT, подвижность. С этим и связано участие в чехословацкой танковой программе Йозефа Фольмера, который создавал колесно гусеничные танки серии KH (Kolohousenka, то есть колесно-гусеничный). Сотрудничал он с фирмой Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol), которая приобрела лицензию на производство трактора Hanomag Z WD-50, на базе которого и разрабатывался KH-50. Между тем, во второй половине 20-х годов это был не единственный проект чехословацкого танка. В 1925 году Praga разработала артиллерийский трактор, получивший обозначение Praga MT. И если KH-50 являлся попыткой сделать танк из трактора, то в данном случае получилось ровно наоборот. Взяв за основу концепцию Renault FT, был сделан артиллерийский тягач. Правда, машина получилась не особо удачной, тем не менее, чехословацкая армия ее приобрела, Praga MT оказался в 51-м артиллерийском полку.
В феврале 1927 года был подготовлен проект танка, который носил то же обозначение. По сути, тот же Reanult FT, но меньше, и немного не от мира сего. При скорости в 15 км/ч он вообще никак не заинтересовал чехословацкую армию. Единственная ценность данной разработки была в том, что это первый проект чехословацкого танка собственной разработки. На этом Praga не успокоилась. В 1929 году фирма вошла в состав ČKD, таким образом, в одной лодке оказалось сразу два разработчика танков. Далее работы шли под эгидой Praga, хотя на самом деле там явно стал задавать тон другой коллектив. К тому моменту одну из главных ролей танковой программы ČKD стал играть Алексей Сурин, бывший офицер РИА, а затем Белой Армии. Работать на ČKD он начал в 1925 году, сначала по прямой специальности (Сурин был артиллерист), а с 1928 года стал трудиться уже по танковой тематике. С его непосредственным участием был разработан проект, получивший обозначение Praga YNH (Praga ÚV, то есть штурмовая машина Praga). Это была довольно самобытная машина, очень узкая, напоминавшая смесь концепции KH-50, Vickers Mk.E и Renault FT. Чисто гусеничный танк имел переднее расположение трансмиссии, но копированием Vickers Mk.E тут и не пахло. Машина получилась похожей только на саму себя. На ней предполагалось использовать мотор грузовика Praga N, экипаж состоял из 3 человек, а максимальная скорость составляла 25 км/ч.
Эскизный проект Praga YNH был подготовлен в январе 1930 года, но MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) от реализации отказалось. Там всё еще пытались что-то получить что-то из концепции SKU (Střední kombinovaný útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса). Так назывался наследник Kolohusenka, работы над ним запустили в 1929 году. Откровенно говоря, идея получилась так себе, потому как проекты Škoda и Tatra выглядели еще более сложными, нежели Kolohusenka. На этом фоне маленький танк ČKD выглядел вроде как менее перспективно. Надо сказать, что на ČKD не сильно горевали по этому поводу, поскольку там уже работали по танкеткам CL-P. Тем не менее, идея создания легкого танка никуда не делась. Прежде всего, это оказалось связано с затягиванием работ по SKU. К тому же в системе вооружений образовалась откровенная дыра. Средний танк вряд ли бы получился массовым, а танкетка точно не подходила на роль основной боевой единицы. На Škoda, правда, считали иначе, поэтому поначалу там пытались "вырастить" легкий танк из танкетки. Но идея оказалась так себе, поскольку броневая защита полутанкетки-полутанка MU-6 выглядела совсем несерьёзно. Да и на ČKD не сидели, сложа руки.

Неудача с Praga YNH заставила ČKD пересмотреть концепцию легкого танка. В результате появился проект танка, концептуально гораздо более близкого к Vickers Mk.E, но не более того. Фактически от Vickers Mk.E бралась компоновка ванны, размещение трансмиссии, отчасти подбашенная коробка. В остальном новый танк, работы по которому возглавил Сурин, был похож только на себя. Причины, по которым копировать конструкцию английского танка не стали, были вполне очевидны. Во-первых, силовая установка у английской машины была так себе, она имела склонность к перегреву, а просто так поставить свой мотор на ČKD не смогли бы. Во-вторых, с точки зрения боевого отделения английский танк выглядел совсем не шедевром. Как и с точки зрения отделения управления. Ослабленный лобовой лист подбашенной коробки - так себе преимущество. В-третьих, оба варианта (Vickers Mk.E type A и Type B) башен имели ряд недостатков. Наконец, на ČKD имелось достаточно талантливых инженеров, вполне способных сделать аналогичный танк, причем ни в чем не уступающий англичанину. Посему в 1931 году начались работы по машине, которая даже по ходовой части имела с Vickers Mk.E мало общего. За основу была взята концепция танкетки Carden-Loyd, которая получила совершенно новую подвеску, разработанную Суриным. На танк ставился 4-цилиндровый мотор от грузовика Praga N 21-й серии. При объеме, 6,09 литра он выдавал 62,5 лошадиные силы. При массе танка 7,5 тонн маловато, но при условии использования его как машины поддержки пехоты вполне достаточно. В связи с установкой данного мотора моторное отделение получилось совершенно иным, нежели у Vickers Mk.E.

В 1932 году проект был представлен VTLU (Vojensky Technicky Letecky Ustav, Военно-технический и авиационный институт). Там проект утвердили, но с рядом изменений. В основном они касались вооружения. Вместо 47-мм пушки Vickers было решено использовать 37-мм противотанковую пушку A3, которую в тот момент проектировала Škoda (она же стояла и на танкетке MU-6). Громоздкие пулеметы vz.24 заменялись новым станковым пулеметом ZB-53, который разработал Вацлав Холек. В таком виде танк, утвержденный как P-II (Praga, танк категории II) запустили в работу. В результате появился LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк, запущенный в серию. О нем и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vickers-mke-pochehoslovacki-6006db1994dcbd4ea6b34070

Другие материалы по чехословацким танкам:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33
Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией
Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию
Tags: чешская бронетехника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Не пробить, так вывести из строя"

    Вопрос борьбы с танками противника остро стоял с самого момента появления этого типа боевых машин на поле боя. Уже вскоре появились первые…

  • Спасательное шаманство

    На международном военно-техническом форуме "Армия-2020" хватало различных аппаратов, которые к военным разработкам имеют крайне косвенное отношение.…

  • Первый подход к теме СУ-76

    До начала Великой Отечественной войны планы по выпуску легкой самоходной артиллерии выглядели вполне прозрачными. Во-первых, предполагалось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments