Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Внутри двухбашенного Т-26

Сегодня исполнилось 90 лет важному событию в истории отечественного танкостроения. 13 февраля 1931 года на вооружение Красной Армии был принят легкий танк сопровождения Т-26. Данная машина являлась лицензионной версией английского танка Vickers Mk.E Type A, который оказался не нужен английской армии. Тем не менее, он стал едва ли не самым важным танком межвоенного периода. Данный танк оказался на вооружении десяти стран, причем, по иронии судьбы, последними из принявших Vickers Mk.E на вооружение были именно англичане. В условиях жесткой нехватки танков они забрали себе четыре танка по сиамскому заказу, случилось это в 1940 году. В танковом музее, что в Бовингтоне, находится один из четырех "английских" Vickers Mk.E, правда, раскрашен он под "китайский". Не менее важно то, что этот танк оказал большое влияние на советское, польское, японское, американское, чехословацкое и итальянское танкостроение. Кто-то купил лицензию на выпуск, кто-то подсмотрел определенные технические решения, а кто-то взял за основу компоновочную схему и общую концепцию. Исходя из этого, Vickers Mk.E является самым плодовитым "папой", ведь от него произошли практически все американские танки в период с 1935 по 1942 годы. Это не считая японских машин, начиная с Ха-Го, итальянские танки военного периода, легкие танки ČKD. Да и сам Vickers Mk.E прилично повоевал. Начался его боевой путь в Южной Америке, далее Китай, повоевал он в Европе, а его служба продолжалась и после окончания Второй мировой войны.
Первоначально Vickers Mk.E отсутствовал в списке танков, которые предполагалось закупить комиссией, возглавляемой начальником УММ КА И.А. Халепским. Vickers Mk.E, оснащенный двумя башнями с пулеметами Vickers, не совсем чтобы вписывался в требования к танку сопровождения (малому танку). Тем не менее, 28 мая 1930 года был подписан контракт на поставку 15 таких танков, это стало первым заказом на Vickers Mk.E. Помимо танков, покупалась техническая документация и лицензия на их выпуск. Осенью 1930 года предполагалось, что Vickers Mk.E, который в СССР именовали В-26, будут выпускать на Сталинградском Тракторном Заводе. Но в самом начале 1931 года ситуация изменилась. Стало ясно, что модернизация Т-18 (МС-1), которую проводили силами ГКБ ОАТ, а также завода "Большевик", зашла в тупик.
3 февраля 1931 года В-26 приняли на вооружение как Т-26. Одновременно на вооружение приняли 37-мм танковую пушку Б-3, она стала именоваться как 37-мм танковая пушка обр.1930 года. Местом выпуска Т-26 становился завод "Большевик", где за 1931 год ожидалось выпустить 300 таких танков. Далее объем только вырастал. Всего было выпущено 1626 двухбашенных танков, из них пушечных около 450 штук.

На сегодняшний момент известно о 6 танках Т-26 в двухбашенном исполнении, сохранившихся до наших дней. Наиболее оригинальным, с точки зрения комплектации "по родне", является машина, ныне находящаяся в парке "Патриот". Единственный в мире танк с пушечно-пулеметным вооружением. В своё время ее пытались поставить на ход, но в 2007 году, когда в Кубинке была "уборка", мотор находился в разобранном виде, и что с ним теперь, неизвестно. Тем не менее, по деталям, особенно интерьера, он наиболее оригинальный. Надо, правда, учитывать тот факт, что машина неоднократно модернизировалась, что есть это оригинальный облик военного периода, со всеми улучшениями.

Его практически полный собрат, чисто пулеметный, стоит на Поклонке. Машина вытащена из воды, со всеми вытекающими последствиями, и тоже с массой улучшений. Остальные машины проходили реставрацию из кусков. Танк из музея УГМК является "близнецом" первых двух машин по облику, это же касается и танка в Австралии. Ближе всего к исходному облику две машины. Первая находится в Музее Техники Вадима Задорожного, там тоже есть немного более поздние элементы, но их немного. А самым близким к исходному состоянию является главный герой данного материала. Находится этот танк в Музее отечественной военной истории. Машина максимально приведена к состоянию танка выпуска весны-лета 1932 года, с учетом первой модернизации по ЗИП, проведенной в середине 30-х годов. Также это единственный двухбашенный Т-26, имеющий рабочий оригинальный мотор, машина в ходовом состоянии. Об этой машине и пойдет разговор, прежде всего о ее боевом отделении.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/sovetskaia-adaptaciia-vickers-mke-602133bad1d01a0cf843331f

Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26
Т-40с, которого не было
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Т-60 с башнями Т-30
Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70
Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70
Tags: Т-26, музей отечественной военной истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дружественный визит

    Ныне Анатолий Воронин, он же gistory, крайне редко пишет в ЖЖ материалы. Между тем, у него часто попадаются очень интересные вещи,…

  • БМП-1 с новой головой

    С точки зрения бронетанковых новинок международный военно-технический форум "Армия-2021" был откровенно небогат. Оно и немудрено - постоянно много…

  • Резервные тягачи для легкой советской артиллерии

    Вопрос механической тяги артиллерии во время Второй мировой войны, как и до нее, стоял очень остро. В полной мере это касалось и Красной Армии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments