Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Т-40 в первой итерации

Изобретателями разведывательных танков-амфибий являлись англичане, а именно Джон Карден и Вивиан Лойд. Их Vickers-Carden-Loyd Light Amphibious Tank, он же VCL M1931, он же A4E11, повторил судьбу другой разработки - Vickers Mk.E. Удачная боевая машина, по разным причинам, не пришлась ко двору английскому Военному Министерству. Закупив два образца (A4E11 и A4E12) в 1932 году, этим английские военные и ограничились. Им попросту были не нужны танки-амфибия, вместо них англичане закупали скоростные двухместные легкие танки. А вот на экспортном поприще дела обстояли куда более успешно. 29 танков заказал Китай, это были самые многочисленные китайские танки на начало японо-китайской войны. Причина покупки прозаична: в условиях сложной местности, где часто приходилось перебираться через рисовые поля, VCL M1931, имевший очень приличную удельную мощность (около 40 л.с. на тонну), оказался незаменим. Пару танков данного типа закупила KNIL (Koninklijk Nederlands Indisch Leger, Королевская Голландская Ост-Индская Армия), еще пару купил Сиам. Наконец, в 1932 году 8 таких танков заказал Советский Союз. Из всех VCL M1931 сохранился именно советский экземпляр, ныне он находится в Кубинке.
Из всех стран, которые закупали эти танки, развитием идей VCL M1931 занимались только в Советском Союзе. Еще до прибытия данных танков в СССР там вовсю шли работы над отечественными аналогами. Первым из них стал Т-33, который базировался на концепции шасси Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor. На базе этого трактора и был создан VCM M1931, а их СССР закупил еще в 1930 году. В дальнейшем развитием идей стало несколько танков, самым удачным из которых стали Т-37 и Т-37А. Последний стал самым массовым танком-амфибией межвоенного периода. Было построено 1870 линейных и радийных танков данного типа. В дальнейшем было запущено серийное производство более удачного по конструкции Т-38, разработанного под руководством Н.А. Астрова. Т-37А и Т-38 стали основой матчасти разведывательных подразделений. Имея неплохую подвижность, а главное, возможность пересекать водные преграды, эти танки являлись вполне успешными, с точки зрения боевой эффективности, средством разведки.

Несмотря на то, что разведывательные танки-амфибии Т-37А и Т-38 были основными типами таких боевых машин в Красной Армии, при определенном развитии событий их производство могло закончиться гораздо раньше. Еще в 1933 году были запущены работы по колесно-гусеничному танку-разведчику Т-43. Параллельно разрабатывалось два типа данного танка с одним названием. Один силами КБ завода №37 под руководством Н.А. Астрова, а второй силами КБ завода №185 (ведущий инженер М.П. Зигель). Оба танка построили, но в серию они так и не попали, далее появились проекты колесно-гусеничных танков-разведчиков по новой теме. Ни Т-101 разработки завода №37, ни Т-116 разработки завода №185, даже не стали строить. Вместе с тем, работы эти не прошли даром.

В конце 1937 года года начались работы по разведывательному танку-амфибии Т-39, который в дальнейшем эволюционировал в более совершенную машину. 14 апреля 1938 года были сформулированы тактико-технические требования на разведывательный танк-амфибию Т-40. Первый образец данной машины был готов 26 февраля 1939 года. О том, как появился этот танк, и пойдет речь в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/plavaiuscii-tankrazvedchik-novogo-pokoleniia-602bf8c12ca49f594875628a

Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26
Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26
Т-40с, которого не было
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Т-60 с башнями Т-30
Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70
Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70
Tags: Т-40
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Во-первых, это красиво"

    У кораблей, построенных в конце XIX века, свой шик. Часто они были, что называется, нарядными, касалось это и американского флота. В то время было…

  • Последний тяжелый танк Великой Отечественной войны

    За годы Великой Отечественной войны бронетанковая техника Красной Армии прошла большой путь развития. Особенно это касается тяжелых танков. Несмотря…

  • Богемский кустарь

    Судьба у немецкой военной техники, включая танки была самой разной. Основную часть этих машин, естественно, порезали, но были и другие варианты.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments