Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Средний колесно-гусеничный от Landsverk

В 1929 году на испытания вышло колесно-гусеничное шасси Räder-Raupen Kampfwagen m/28. Оно предназначалось для танка, более известного как Landsverk L-5, хотя на самом деле эта машина называлась Räder-Raupen Kampfwagen m/28. Была она разработана ситами Maschinenfabrik Eßlingen AG из Эслингена под руководством Отто Меркера. Несмотря на то, что Räder-Raupen Kampfwagen m/28 не проходил по официальным каналам 6-го отдела Департамента Вооружений, танк отнюдь не являлся инициативной разработкой. Одним из инициаторов разработки танка стал Людвиг риттер фон Радльмайер, который отвечал в In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) за вопросы моторизации. Можно сказать, что In 6 прощупывала возможности для альтернативных вариантов немецкого легкого танка. Вопреки заблуждениям, колесно-гусеничная схема немецкими военными очень даже прорабатывалась, поскольку она позволяла поднять скорость танка, при этом экономя ресурс гусеничной ходовой части. Другой вопрос, что обычно все думают про систему Кристи, хотя она-то была наименее популярной. В большинстве стран колесно-гусеничная схема подразумевала опускаемый колесный ход, а не переобувание танка. Теоретически опускаемый колесный ход выглядел предпочтительнее, поскольку время на переход в такой режим тратилось меньше, да и не надо было возить гусеничные ленты. На практике получалось слегка наоборот. Система Кристи позволяла делать полноценный танк с полноценной броневой защитой, а вот машины с опускаемым колесным приводом каждый раз получались слегка не очень.
Вот и Räder-Raupen Kampfwagen m/28 получился слегка так "не очень". На испытаниях, которые проходили под Казанью, единственным плюсом "Танка Г.Х.Х." стало то, что время перехода на колесный ход действительно оказалось крайне небольшим. Считанные минуты, и танк вставал на колеса, причем без выхода экипажа из машины. В остальном же Räder-Raupen Kampfwagen m/28 оказался типичным представителем семейства колесно-гусеничных танков "не Кристи". Слишком узкий корпус определил проблемы с управляемостью и размещением экипажа, а при установке броневого корпуса и башни выявились проблемы с перегревом. Понимая, что изначальной силовой установки маловато, на 4-6 образца были установлены более мощные моторы, но это особо не помогло. Вместе с тем, один из образцов Räder-Raupen Kampfwagen m/28 (вероятнее всего, одно из двух шасси Landsverk L-5) 4-6 декабря 1930 года осмотрела комиссия KAAD (Kungliga Arméförvaltningens Artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) в составе капитана Йёста Братта и капитана Нильса аф Силлена. Шведские военные искали замену Strv m/21, который постепенно устаревал. Учитывая плотные связи шведской промышленности с немцами, KAAD, вполне логично, решила оценить потенциальных сменщиков. Благо что Maschinenfabrik Eßlingen AG и AB Landsverk входили в одно объединение - GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb).
Шасси улучшенного Räder-Raupen Kampfwagen m/28 не имело броневого корпуса и башни, поэтому ездило довольно резво. Не менее важно то, что Отто Меркер, который не раз бывал на ТЕКО, где испытывались его танки, был прекрасно осведомлен насчет реального состояния дел с ними. В том числе и про перегруз, и про весьма бестолковую компоновочную систему. Идея немецких военных насчет переднего расположения мотора оказалась дурной, они наступили на те же грабли, что и американцы с Light Tank T1E1. Собственно говоря, первым это понял Отто Меркер, поэтому к моменту, когда прибыла комиссия KAAD, он работал по существенно измененному проекту. Он проходит как Landsverk L-6, датирован ноябрем 1930 года. Фактически это был новый танк, от Räder-Raupen Kampfwagen m/28 осталась только общая концепция. Кормовой пост управления сохранился, но он был не более чем запасным вариантом, в случае необходимости им пользовался заряжающий. Двигатель перенесли назад, причем он стал куда более мощным. В качестве силовой установки было решено использовать 12-цилиндровый мотор Maybach DSO 8 объемом 7,98 литра, при 2200 об/мин он развивал 150 лошадиных сил.
По итогам двух поездок в KAAD пришли к той мысли, что придется совмещать два предложения. С одной стороны танк от Maschinenfabrik Eßlingen AG и AB Landsverk выглядел явно перспективнее, нежели проект Bofors (по сути шведам предлагался Leichttraktor Krupp). С другой стороны, не менее очевидным фактом было явное превосходство башни проекта от Bofors. Будем откровенными, башня Maschinenfabrik Eßlingen AG, как и идея воткнуть Maxim Flak M14, оказались так себе предложением. Одним словом, шведы решили проекты совместить. То есть шасси бралась делать Landsverk, а боевое отделение Bofors. Таким образом становились довольны две стороны. Точнее их было больше: помимо Maschinenfabrik Eßlingen AG и Krupp, стоявшими за шведскими компаниями, заказ получала еще и Maybach, для нее это был первый опыт с танковыми моторами.

К 30 июля 1931 года Landsverk подготовила доработанный вариант проекта Landsverk L-6. Данная машина получила официальное обозначение Landsverk 30 (или Landsverk L-30). Правда, существовало еще одно обозначение этого проекта - Räder-Raupen Kampfwagen RR 160. Оно прямо намекало, какая фирма стояла за спиной "шведской" разработки. Поскольку стало понятно, что немецкая армия явно не является клиентом Maschinenfabrik Eßlingen AG, разработку сконцентрировали в Швеции. Больше того, GHH, при помощи своего шведского подразделения, начала прощупывать зарубежные рынки. Это во многом и объясняет, почему в справочниках "типа Хейгля", одним из авторов которых являлся Меркер, стали в открытую появляться перспективные проекты Landsverk. Правда, к данным и информации по поводу танков в этих справочниках надо относиться крайне осторожно. Меркер специально давал порой недостоверную информацию.

Согласно подготовленной документации, боевая масса Landsverk 30 составила 9750 кг. Одним тонким моментом было то, что параллельно KAAD заказал и чисто гусеничный вариант танка - Landsverk 10. Так вот, его масса составляла 9500 кг, при толщине лобовой части корпуса и башни 24 мм. А вот у колесно-гусеничного танка толщина брони достигала 14 мм, что вызывало в KAAD неоднозначную реакцию. Зато скорость на колесном ходу составляла 75 км/ч вперед и 30 км/ч назад. На гусеничном ходу машина ехала вперед со скоростью до 35 км/ч, а назад - до 15 км/ч. Больше был на колесном ходу и запас хода - 300 км по шоссе против 140 км. Еще один интересный вопрос был с точки зрения финансов. Танк из броневой стали обходился в 130 тысяч шведских крон, а из неброневой стали - в 82 тысячи крон. 17 октября 1931 года KAAD определился окончательно. Заказывался один образец L-30 из неброневой стали и с макетом орудия, а также три полноценных L-10. Данный выбор лишний раз показывал, что шведские военные решили не рисковать. При этом L-10 уже в 1933 году стали именовать как Strv m/31, то есть танк обр.1931 года, а колесно-гусеничный танк - Strv fm/31, то есть экспериментальный танк обр.1931 года. Об этом колесно-гусеничном танке и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankagressor-poshvedski-6033947fbd729c71d1544871

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Tags: колесно-гусеничные танки, шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Савинские ЗСУ на малой базе

    Тема зенитных самоходных артиллерийских установок для Красной Армии является больной. Первые такие образцы появились в технических заданиях РККА еще…

  • Инагент закукарекал

    Как говаривал классик, кадры решают всё. В таком деле, как пропаганда, это тоже очень важно. Иначе получаются слегка так неловкие ситуации, когда…

  • Cthulhu Lives Matter

    Как известно, сейчас в США происходит статуепад. Всяким одаренным что-то постоянно мешает, поэтому они умственные меньшинства умудряются сносить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments