Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Vickers Mk.E по-американски

Наверное, для некоторых этот будет новостью, но незаконное копирование оружия началось с незапамятных времен. Если какой-то тип оружия, или техническое решение, оказывалось более совершенным, чем более ранние разработки, то его довольно быстро копировали, либо творчески перерабатывали. В случае с бронетанковой техникой ситуация была, есть и будет ровно такой же. Если какое-то техническое решение показалось полезным, то его появление в других странах являлось лишь вопросом времени. Разумеется, существует патентное право, но история показывает, что нередко оно не останавливает от прямого воровства. Некоторые одиозные личности нередко в подобных вещах обвиняют Советский Союз, но если посмотреть внимательно, то выяснится интересная деталь. В межвоенный период Советский Союз, в том числе и по ниве танкостроения, занимался больше не откровенным воровством идей, а приобретением танков и каких-то отдельных узлов, желательно с технической документацией и лицензией. Такие закупки были регулярными, нередко даже оговаривалась возможность привлечения зарубежных специалистов.
Надо сказать, что советская сторона, в этом плане, оказалась едва ли не самым добросовестным партнером. Если проанализировать то, что происходило в это же время с другими танкостроительными державами, то иначе, как беспределом, это не назвать. Особенно нагло вели себя немцы. В таких объемах, как они, более не воровал никто. Самой же пострадавшей от плагиаторов межвоенного периода стороной смело можно назвать Vickers-Armstrongs Limited. Танкетки Vickers-Carden-Loyd, транспортеры Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor и легкие танки Vikcers Mk.E лидировали по с точки зрения объектов, с которых копировали идеи, причем безо всяких отчислений в пользу правообладателя. Например, немцы в ноябре 1931 года, через подставную фирму, купили Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor, плюс еще два осенью 1932 года. Эти машины послужили базисом для "истинно немецкой" танковой компоновки, а также источником для ходовой части будущего Pz.Kpfw.I. Французский транспортер Renault UE был во многом скопирован с танкетки Carden-Loyd Mk.VI, а компоновочные решения данной машины можно увидеть в целом ряде французских танков и спецмашин. Самый же беспардонный случай произошел в США. Там не просто скопировали ряд решений с Vickers Mk.E, да еще и запатентовали их. Такой наглости не встречалось более нигде. Но обо всем по порядку.

В сентябре 1927 года состоялась демонстрация Light Tank T1, первого тестового образца легкого американского танка, который должен был сменить порядком устаревший Six-ton Tank M1917. Разработанный под руководством Гарри Нокса танк выглядел, откровенно говоря, несколько странно. Получилась машина, с ходовой частью, больше напоминающей трактор, неважной обзорностью и размещением механика-водителя в позе, при которой он обхватывал мотор ногами. Только после того, как в ноябре 1928 года состоялся пробег опытного шасси Christie M1928, оказавшегося в разы быстрее и удобнее, появилось некоторое прозрение. Стали замечать и явно недостаточную толщины брони, и не самую удачную ходовую часть, и плохую обзорность. Появились улучшенные версии машины, T1E2 и T1E3, которые также пытались продавить на вооружение. Но весной 1931 года стало ясно - нахрапом решить вопрос уже не получится.

О том, что явно получается какая-то ерунда, в Департаменте Вооружений догадались еще по итогам испытаний Light Tank T1E2. Выяснилось, что простое увеличение мощности мотора желаемого результата не дает, да и ходовая часть, загруженная еще больше, стала работать еще хуже. Посему Технический Департамент Танкового Корпуса стал посматривать по сторонам. Далеко, собственно говоря, ходить не пришлось. В 1930 году американцы приобрели один образец Vickers Mk.E Type A. Данный образец, приобретенный, так сказать, на посмотреть, прибыл к заказчику весной 1931 года, а с июня 1931 года начались испытания на Абердинском полигоне. Так вот, по итогам было принято решение банально срисовать компоновочные решения с английской машины. Особенно явным копированием стала ходовая часть машины. И ладно бы ее просто скопировали, так ведь Гарри Нокс ее запатентовал! Так на свет появился Light Tank T1E4, американский нелицензионный клон Vickers Mk.E. О нем и пойдет разговор.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/amerikanskii-klon-vickers-mke-bessmyslennyi-i-besposcadnyi-602f8fc85f462a3bfd9216a3

Другие статьи по американским легким танкам:
История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки
Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
Tags: американские довоенные танки, американские легкие танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Больше дакки для Шермана-амфибии

    Эксперименты англичан в области танкостроения не особо известны, но всевозможных приспособ они разработали немало. Причем, в отличие от немцев, это…

  • 60-тонный луноход

    В военно-технические музеи, особенно танковые, часто едут на вполне определенные экспонаты. Или на технику вполне определенных стран. И так…

  • Тяжелая самоходная кошка со стрельбища в Пирбрайте

    Немецкая самоходная артиллерия развивалась по, можно сказать, хаотичному сценарию. Особенно это касалось истребителей танков. Сначала речь шла о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment