Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый относительно серийный швед

2 декабря 1930 года из Стокгольма в Германию направилась комиссия KAAD (Kungliga Arméförvaltningens Artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) в составе капитана Йёста Братта и капитана Нильса аф Силлена. Их главной целью стал Штутгарт, точнее, находящийся к западу от него Эслинген. Там находилась Maschinenfabrik Eßlingen AG, небольшая компания, входившая в состав объединения GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb). Причина визита в пригород Штутгарта была прозаичной. Дело в том, что шведские военные искали альтернативу для танка нового поколения. Поначалу они ждали сменщика Strv m/21 от AB Morgårdshammar и австрийского конструктора Фрица Хейгля. Но к концу 1930 года дальше бумаги что-то дело не продвинулось, а сам Хейгль был смертельно болен (он умер 11 декабря 1930 года, вместе с ним умерла и надежда на танк от AB Morgårdshammar). С другой стороны, в Швеции имелось еще две компании, которые также могли претендовать на роль танкостроителей. Это AB Bofors и AB Landsverk, причем обе находились под контролем немцев. В случае с Bofors за ней скрывался концерн Krupp, а вот за AB Landsverk скрывалось то самое GHH. Под контроль объединения предприятие из Ландскроны попало в 1925 году. Так вот, GHH решило использовать новое приобретение как своеобразный полигон, где обкатывались различные решения военного характера. Случилось это в конце 20-х годов. Никому же не надо знать, что под обозначением Landsverk L-5 скрывался колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, которого официально быть не должно. Официально этот танк находился вне основной немецкой танковой программы, что не помешало "Танку Г.Х.Х.", так он назывался в советской переписке, уже в 1929 году оказаться под Казанью. Всего же на ТЕКО оказалось четыре таких танка, из них один с модернизированным шасси и более мощным мотором NAG 14/70 PS Typ D7.
Не раз бывал на ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима, в немецких документах он именовался полигон kama) и Отто Меркер, создатель Räder-Raupen Kampfwagen m/28. Он был прекрасно осведомлен о проблемах, которые преследовали танк. Машина получилась перегруженной, а идея с быстро опускаемом колесном ходом обернулась рядом нюансов. Во-первых, усложнилась конструкция шасси в целом, во-вторых, его пришлось делать более узким, нежели чисто гусеничный танк. На это еще и наложилось компоновочное решение с мотором впереди и двумя постами управления. В результате Räder-Raupen Kampfwagen m/28 получился сложным и плохо управляемым на гусеничном ходу. После посещения ТЕКО Меркер оценил перспективы танка, поэтому в ноябре 1930 года был подготовлен проект, получивший обозначение Landsverk L-6. Его, наряду с демонстрацией модернизированного шасси Räder-Raupen Kampfwagen m/28, и показывали 4-6 декабря 1930 года комиссии из KAAD. Более интересно другое. Помимо колесно-гусеничного проекта, Меркер подготовил и чисто гусеничный вариант. Видимо, уже тогда он решил подстраховаться. Как и L-6, чисто гусеничный вариант, данный танк получил более мощный мотор ( 12-цилиндровый Maybach DSO 8 объемом 7,98 литра и мощностью 150 лошадиных сил), а также совершенно новое шасси с размещением силовой установки в кормовой части. От заднего поста управления отказались полностью, а в отделении управления появился пулеметчик, на которого также возлагались функции радиста. Существенной разницей между этим танком и L-6 было то, что чисто гусеничная машина имела ширину колеи 1750 мм, на 450 мм больше, нежели чем у колесно-гусеничного танка. Примерно такая же колея (1790-1810 мм) была у Leichttraktor, да и колесная база (2600 мм против 2575-2680 мм) оказалась очень близка к танкам-конкурентам.

Несмотря на то, что Maschinenfabrik Eßlingen AG, а также действовавшая под ее "прикрытием" Landsverk, поначалу приоритетом ставили колесно-гусеничные танки, испытания 1929-30 года явно показывали - нужен и чисто гусеничный аппарат. Таковым и был гусеничный вариант L-6, проект которого в декабре 1930 года показали шведской комиссии. На этом фоне удивительно, что сами немецкие военные не обратили внимание на очевидный факт. Maschinenfabrik Eßlingen AG уже к тому моменту осознала, что лучше сделать классический танк с классической компоновкой. Но почему-то именно на данный вариант, разработанный под вывеской Landsverk, 6-й отдел Департамента Вооружений внимания не обратил. Там в 1930-32 годах отчаянно пытались довести Leichttraktor до кондиции, ну а от компании из Эслинегена немецкие военные ждали только колесно-гусеничный танк. А вот шведские военные поступили иначе. Leichttraktor Krupp, который им пытались впарить под вывеской Bofors, они отвергли сразу, по крайней мере его шасси. Зато проектом Landsverk (понятное дело, на самом деле это был проект Maschinenfabrik Eßlingen AG) заинтересовались.

По итогам KAAD выбрало компромиссный вариант. Было решено совместить лучшее от L-6 (шасси) и от Leichttraktor Krupp (башню с вооружением). При этом KAAD довольно быстро дал понять, что чисто гусеничное шасси их интересует гораздо больше. Посему и первым готов доработанный вариант гусеничного L-6, который известен как Landsverk 10 (он же Landsverk L-10). Еще более интересно то, что в отличие от колесно-гусеничного L-30 (он же Räder-Raupen Kampfwagen RR 160), немецкого обозначения чисто гусеничного танка не имелось. В итоге шведские военные не прогадали. L-10 более известен как Strv m/31, первый танк шведской разработки, который официально приняли на вооружение и выпустили в количестве больше одного. О нем речь и пойдет.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/gusenichnaia-alternativa-shvedskomu-tankuagressoru-6037bd6c3c2fb736e73243c0

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Tags: шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Модульно-снегоходное

    Раз уж у нас тут вовсю зима, то пора бы и про сани. На международном военно-техническом форуме "Армия-2021" зимние средства передвижения, разумеется,…

  • Телевизор-убийца

    Первые легкие гусеничные САУ в США появились еще в годы Первой мировой войны. В то время шла борьба между Front Drive Motor Company Джона Уолтера…

  • Крутая тачка

    В межвоенный период научная мысль била ключом. Порой гаечным, по самому темечку. Особенно это касается англичан, там порой творилось такое, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments