Categories:

"Рукописи не горят!"

То, что у нас во время царского режима хватало запрещенных книг, в общем-то не новость. Одной из таких книг оказалась вот эта: Иосафат Огрызко и петербургский революционный ржонд в деле последняго мятежа. Составил ее штабс-капитан Н.В. Гогель (1836 – 1870), член Виленской Особой Следственной, по политическим делам комиссии 3-й Артиллерийской бригады. Согласно имеющимся данным, во второй половине 60-х годов он участвовал в пяти боевых схватках с польскими мятежниками в Гродненской губернии. Умер в 1870 году от смертельной болезни.
Книга, как пишут о ней, изобличительная, снабженная очень ёмким эпиграфом из классика, но...

"По окончании печатания один экземпляр брошюры был предоставлен Александру II, который, как сообщила жена автора в письме графу Д.А. Толстому, нашел в ней слишком много разоблачений. Выпуск книги был задержан, а автору было приказано доставить все экземпляры в типографию Виленского губернского правления до окончания переписки по этому делу.
Совет главного управления по делам печати нашел, что личность государственного преступника Огрызко крайне обобщена, намеки на покровительство Огрызко высшими чинами имеют характер обвинений в неблагонадежности, что в брошюре компрометируются люди, пользующиеся известным положением в обществе и проч. В итоге Совет обязал автора исключить в книге упоминания высокопоставленных лиц и внести некоторые другие изменения, но Гогель не успел исправить текст из-за смертельной болезни.
Арестованный тираж книги в 1877 году был передан на Кучкуринскую бумажную фабрику для уничтожения."


Однако всплывают еще экземпляры этой книги.

Тот самый эпиграф

https://www.facebook.com/alexander.dyukov.9/posts/3983118795061160

Самое интересно, что, как говорится, рукописи не горят. Ибо...

https://dc.lib.unc.edu/cdm/item/collection/rbr/?id=30654