Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый танк с торсионной подвеской

Швеция, которая, в своё время, поучаствовала в целом ряде войн, включая и Тридцатилетнюю войну, с 1814 года перешла к тактике нейтралитета. Это позволило королевству благополучно избежать втягивания в обе мировые войны, причем каждый раз ей это приносило массу дивидендов. Во время Первой мировой войны, в которую Швеция едва не вступила, ей удалось неплохо прокачать собственную оборонную промышленность. Прежде всего за счет немцев, с которыми, несмотря на нейтралитет, у шведов было гораздо больше общих интересов. Особенно очевидно это становится, если посмотреть на шведскую артиллерию. Часть образцов была чисто копией орудий Krupp, а некоторые системы базировались на немецких разработках. В этом отношении не стоит удивляться, что первые шведские танки, Strv m/21, тоже имели немецкие корни. В Германии были куплены 10 шасси LK-II под видом тракторов, дальше прибыли броневые листы, а окончательная сборка происходила уже в Швеции. Вряд ли шведы когда-нибудь жалели, что купили у немцев эти самые танки:. Отказавшись от французских Renault FT, они поступили мудро, поскольку Strv m/21 имели ряд преимуществ, включая возможности по модернизации.
Сотрудничество с немецкой стороной продолжилась и в 20-е годы. Тут уже скорее вылезали интересы Германии, которая, по условиям Версальского Договора, не имела права разрабатывать новые типы вооружения и военной техники. Как-то неожиданно AB Bofors, главный шведский производитель артиллерийского вооружения, оказался под контролем Krupp. Причем там даже планировали выпускать танки, но как-то не сложилось. Еще одна аналогичная сделка случилась в 1925 году. AB Landsverk из Ландскроны оказалась под контролем немецкого промышленного гиганта GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb). Эта покупка стала одним из пунктиков в программе Пауля Ройша, главы GHH. В 1920 году GHH приобрела Maschinenfabrik Eßlingen AG, а годом спустя под ее контролем оказался MAN. Такая активность Ройша имела вполне определенные силы. GHH участвовала в работах по модернизации рейхсвера, так что появление танка под ее эгидой было лишь вопросом времени. Таковым стал Räder-Raupen Kampfwagen m/28, колесно-гусеничный танк, разработанный Отто Меркером на заводе Maschinenfabrik Eßlingen AG. Впрочем, известен этот танк как Landsverk L-5, хотя в Швеции по сути дособрали два из шести образцов. Машина неудачная, но ставшая отправной точкой для перехода Landsverk на военные рельсы.

Взаимодействие GHH и Landsverk в военной сфере усиливалось, с 1928 года шведская фирма стала заниматься и военной техничкой. Отто Меркер, вскоре ставший главным конструктором шведской фирмы по военной технике, стал всё чаще появляться в Ландскроне. Это стало результатом того, что в конце 1930 года Maschinenfabrik Eßlingen AG посетила шведская военная делегация. Помимо шасси колесно-гусеничного танка Räder-Raupen Kampfwagen m/28, шведским офицерам показали и проекты улучшенных образцов. Теперь их было два - колесно-гусеничный, и чисто гусеничный. Шведов подкупало и то, что строить эти машины предполагалось на Landsverk. Заинтересованность KAAD (Kungliga Arméförvaltningens Artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) привела к тому, что летом 1931 года появилось два проекта - Landsverk L-10 и Landsverk L-30. И если колесно-гусеничный L-30 имел "двойное дно" в виде немецкого индекса Räder-Raupen Kampfwagen RR 160, то чисто гусеничный L-10 предполагался исключительно шведским образцом. Комичность ситуации в том, что сами шведы, в отличие от немцев, к колесно-гусеничному танку относились со скепсисом.

Будущее показало правильность выводов: колесно-гусеничный L-30, ставший Strv fm/31, никогда не был боевой машиной, а вот L-10, превратившийся в Strv m/31, стал первым серийным шведским танком местной разработки. Во всей этой ситуации интересно другое: по инициативе GHH его шведское отделение развило бурную деятельность в военной сфере. Настолько бурную, что с 1932 года Меркер остался на Landsverk как постоянном месте работы. Данные работы шли уже не для KAAD, а как экспортные разработки. Среди них очень быстро оказались и танки. Первым из них оказался Landsverk L-60, двухместный легкий танк, изначально близкий по назначению к Vickers Mk.E. Аналогично паре L-10/L-30, танк существовал в двух вариантах - чисто гусеничный L-60 и колесно-гусеничный L-80.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vnezapnyi-haitek-ot-landsverk-s-nemeckimi-korniami-605364f629a80b6fd2a5a130

Другие статьи по шведской бронетехнике:
Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии
История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни
Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией
История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10
Tags: landsverk l-60, шведские танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments