Имелись, впрочем, и более простые способы повышения проходимости. Одной из проблем на бездорожье является снижение сцепления колес с грунтом. Какие только приспособления не использовали для того, чтобы улучшить ситуацию со сцеплением. Некоторые из них уже давно стали достоянием истории, а иные до сих пор являются вполне привычными спутниками автомобилей. Например, цепи, которые появились одними из первых, но до сих пор вполне применяются на самых разных типах автомобилей. Впрочем, самый простой способ лежал на поверхности - увеличение сцепления шин за счет введения внедорожного протектора. Надо сказать, что такого понятия, как "внедорожная шина", поначалу и не было. Потому как и дороги порой были ничуть не лучше того, что мелькает у немцев в хронике осенью 1941 года. Так что все автомобили, в той или иной мере, являлись внедорожниками. Другой вопрос, что даже самый простой рисунок протектора появился не сразу. Часть автомобилей, включая военные, и вовсе имели сплошной резиновый массив, не предусматривавший никакого рисунка. Причем подобные конструкции встречались даже у автомобилей с полным приводом. Типовые же шины делались универсальными, то есть и для дорог общего пользования, и для проселка.
Первые специальные шины с внедорожным рисунком появились еще в 20-е годы, но какое-то подобие массового их применения началось к середине 30-х годов. Одними из первых такую резину, имевшую маркировку Gel ände (местность) и Extra Gel ände , стали применять немцы. Благодаря использованию таких шин проходимость у автомобилей с колесной формулой 4Х2 и 6Х4 заметно выросла. Там, где ранее не хватало сцепления с грунтом, проблема заметно снизилась. Естественно, возможности внедорожной резины не безграничны, но часть проблемы она решала. Следующими подтянулись англичане, а также французы. И если у французов "зубастая" резина использовалась не столь массово, то англичане к вопросу подошли очень серьёзно. К началу Второй мировой войны основная часть английских военных автомобилей оснащалась внедорожными шинами Dunlop модели Trak Grip. Наконец, в 1935 году появилась первая американская внедорожная покрышка, которая стала по-настоящему массовой. Речь идет о модели Ground Grip , которую выпускала (точнее, выпускает до сих пор) Firestone . С 1938 года Goodyear запустила модель Sure Grip . Обе модели, в реальности, означали тип покрышки, а ее рисунок и предназначение (изначально колесные трактора, и уже потом легковые, а также грузовые автомобили) могли быть разными. Несмотря на то, что американцы чуть опаздывали с внедрением такой резины, именно они наиболее массово применяли "зубастую" резину на военной технике. Во время войны появился еще один вариант шин - Bar Grip , классический американский внедорожный протектор. Самое интересное, что названия резины часто являлись условными, поскольку модель Ground Grip вполне могла выпускаться с рисунком Bar Grip .
В Советском Союзе внедорожная резина появилась примерно тогда же, когда началась работа над полноприводными машинами. По целому ряду причин ориентиром для советской автомобильной промышленности были американцы. Это связано, прежде всего, с простотой и высоким качеством американских машин, создававшихся для похожих условий эксплуатации. Посему за любыми американскими новинками следили. Не обошли вниманием и шины Firestone Ground Grip . Надо сказать, что это был не единственный вариант внедорожной резины. Тем не менее, "граунд-грип" на некоторое время стал именем нарицательным. Первые автомобили с такими шинами вышли на испытания в 1939 году. Приоритетом выбрали машины повышенной проходимости - легковой ГАЗ-61, грузовой ГАЗ-63, шасси ГАЗ-62 (база для броневика ЛБ-62), трехосный ГАЗ-33, а также НАТИ-К (будущий ЗИС-32). Благодаря новым шинам сцепление с грунтом выросло, особенно это было очевидно в ходе испытаний НАТИ-К, который до того имел определенные проблемы, со штатными покрышками решавшиеся установкой цепей.

Очевидность преимуществ данных шин была такой, что уже вскоре Ярославский Шинный Завод, основной производитель автомобильной резины, получил задание на изготовление внедорожной резины. В 1941 году там освоили несколько типов шин - Ground Grip (в двух вариантах протектора, для грузовых машин), Sure Grip (для легковых машин) и с рисунком "Спираль". Правда, выпуск этой резины шел неспешно, а самое главное, что машины для подобных покрышек запаздывали. ЗИС свои полноприводные грузовики затянул в виду ситуации со ШРУС-ами, да и конструкция ЗИС-32 еще требовала доработки. ГАЗ же банально остался временно без моторов ГАЗ-11, ибо в октябре 1940 года НКАП отобрал у завода моторный цех. Наивные летуны считали, что на этих же станках можно выпускать авиамоторы М-105, как оказалось, к реальности это имеет мало отношения. Так или иначе, но весной 1941 года НАТИ предпринял инициативную попытку улучшения проходимости ГАЗ АА путем установки специальных шин. Об этом и поговорим.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/zubastaia-rezina-dlia-polutorki-60572e00b1c77423c5ea2b85
Другие статьи по советским колесным и полугусеничным машинам, а также машинам на их базе:
Из истории создания ГАЗ-64
Мехтяга для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК
Из истории создания БТР-40
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
История полноприводного грузового автомобиля ЗИС-36, который так и не стал серийным
Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ
Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Бронированный грузовик Ижорского завода ПБ на шасси ЗИС-5