Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Главный немецкий танк 1941 года

Есть хорошая поговорка, которая отлично подходит практически под любую программу оснащения разных стран бронетанковой техникой. Звучит она как "если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах". Особенно это оказалось актуально в межвоенный период, когда различные причины зачастую приводили к полному краху бронетанковых программ. Те же американцы, вместо 250 новых легких танков, получили всего 5 машин, потом еще 7, потом еще 5... И лишь в середине 30-х годов ситуация начала меняться в лучшую сторону. Даже Красная Армия, которая добилась наибольших успехов в оснащении танками, получила лишь небольшую часть от запланированных объемов. Даже если отбросить всякие безумные планы вроде смысловых галлюцинаций товарища Тухачевского, выяснится, что объемы поставок танков оказались в разы меньше планов, а основная часть танковых разработок середины 30-х годов дальше опытных экземпляров не продвинулась. С самоходными артиллерийскими установками и вовсе случился полный провал. Не миновала эта полоса неудач и немцев. Программа оснащения рейхсвера средними, а затем и легкими танками, а также самоходными артиллерийскими установками, потерпела полную неудачу. Лишь со второй попытки удалось создать малый танк Kleinetraktor, причем получившийся из него La.S. (он же Pz.Kpfw.I) получился совсем не таким, как предполагался. Остальные же танки, с которыми Германия вступила во Вторую мировую войну, сформировались уже во второй половине 30-х годов.
Наиболее запущенной ситуация в немецком танкостроении оказалась с главным танком, который предполагался наиболее массовым. Речь идет, разумеется, о Z.W. (Zugführerwagen, то есть машина командира взвода), более известном как Pz.Kpfw.III. То, что из 6-тонного Kleinetraktor машина превратилась сначала в 10-12-тонный проект Z.W., который на стадии опытного образца стал 15-тонным, не такая проблема. Главная беда заключалась в том, что ходовая часть машины превратилась в источник головной боли. За 2 года было опробовано 5 вариантов ходовой части, причем финальный, который появился на Z.W.38, оказался отчасти урезанным. На испытаниях выяснилось, что траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами быстро выходят из строя, посему от них отказались. А дальше, уже при запуске в серию Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E), выяснилось, что и с другими компонентами не всё хорошо. Теоретически танк мог разогнаться до паспортных 70 км/ч, вот только на скоростях выше 40 км/ч начиналось разрушение бандажей опорных катков. Да еще и 10-скоростная полуавтоматическая КПП Maybach Variorex оказалась весьма капризной. Всё это привело к срыву выпуск главного немецкого танка. В конце 1938 года Управление Вооружений строило воздушные замки о 2595 Pz.Kpfw.III, которые предполагалось сдать к концу 1940 года. По факту за 1939 год сдали 206 танков, а за 1940 - еще 862. Посему вместо Pz.Kpfw.III пришлось пихать в танковые дивизии Pz.Kpfw.35 (t) и Pz.Kpfw.38(t), которые выполняли роль не легких, а средних танков. К счастью для немецких танковых частей, у их противников дела обстояли намного хуже. У Польши вообще отсутствовали средние танки, английские "крейсера" на фоне Pz.Kpfw.III смотрелись весьма комично, а французские танки выглядели ничуть не лучше.

Окончательно облик Pz.Kpfw.III сформировался в начале 1941 года. От "гоночного" танка со скоростью до 70 км/ч, которым до сих пор пытаются пугать своих читателей некоторые нерадивые исследователи, не осталось и следа. Боевая масса танка уверенно перешагнула не то, что 20, а уже 21 тонну, кроме того, трансмиссия претерпела изменения. Вместо 10-скоростной полуавтоматической коробке передач Maybach Variorex 328 145 вынужденно вернулись к 6-скоростной коробке передач ZF SSG 76. Точнее, к ее перекомпонованной версии SSG 77, потому как в новую трансмиссионную схему она не влезла. Скорость танка снизилась до 40 км/ч, впрочем, этого вполне хватало для выполнения возлагаемых на танк задач. Шасси танка сформировалось в виде 7.Serie/Z.W, он же Pz.Kpfw.III Ausf.H, но ряд изменений осталось за кадром. Прежде всего это касалось усиления броневой защиты.

Реализовывать улучшения собирались на 8-й серии Z.W., изначальный план по данной машины, в декабре 1938 года, подразумевал 440 танков. При этом уже были запущены работы по теме VK 20.01, то есть по сменщику Pz.Kpfw.III. Вот только к 15 апреля 1940 года стала очевидна "дыра" в 2156 танков семейства Pz.Kpfw.III. Как и то, что часть контрактов на предыдущие серии придется резать. В результате к 1941 году 8.Serie/Z.W превратился в самый массовый немецкий танк, если судить по контрактам. Первый из них вырос до 779 танков, а второй - до 1800 танков. Таким образом, Pz.Kpfw.III Ausf.J, так именовались танки 8-й серии, становился самым массовым среди всех немецких танков, выпускавшихся ранее. Выпуск этих танков начался с марта 1941 года, о нем и поговорим.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckaia-rabochaia-loshadka-serediny-voiny-605ba6d66c8c1e575fcee72d

Другие статьи по немецким средним танкам:
Статья по экспортному среднему танку m.K.A.
Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H
История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H
Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах
История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки
Begleitwagen Rheinmetall, или B.W. Rh, незадачливый сменщик среднего танка Nb.Fz.
Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.E
T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии
История создания и применения Pz.Kpfw.IV Ausf.F, последней версии танка с 75-мм короткоствольным орудием 7.5 cm KwK L/24
Почему "Пантера" так и не смогла полностью заменить Pz.Kpwf.IV
Tags: pzkpfw iii
Subscribe

  • "Этот стон у нас песней зовется"

    С культурой у нас дела обстоят вполне неплохо, в том числе и в регионах. Включая и Смоленск. Вот только что порой получается, это уже другой вопрос.…

  • Глубокое бурение

    Как известно, реклама - двигатель торговли. В том числе и торговля услугами, включая и медицинские. Так вот, врачебный юмор является весьма…

  • "Гол!"

    Коммунальщики у нас порой являются людьми креативными, причем чересчур. Например, коммунальщикам из Теплого Стана явно приплачивает местная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments