Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Первый из настоящих английских круизеров

Поначалу у англичан развитие танков шло по вполне рядовому сценарию. Точнее, некоторое время они этот самый сценарий и завали как ведущие мировые танкостроители. Так было в 20-х годах, и даже в первой половине 30-х ряд идей английской школы танкостроения являлись для остального мира основополагающими. Проблема заключалась в том, что непосредственно с самими танками у англичан творилась беда. Вместо вполне логичных танкеток, легких танков примерно 6-8 тонной весовой категории, средних танков массой 12-16 тонн и тяжелых танков прорыва получилась какая-то каша. Тяжелый танк построили ровно один, средние танки выпускались в единичных количествах и постоянно с ними что-то не клеилось, вместо легких танков сопровождения пехоты, как это делали почти во всём мире, получились 5-тонные скоростные "тараканы" с пулеметным вооружением", ну и танкетки. Собственно говоря, легкие скоростные танки и танкетки являлись самыми массовыми у англичан отнюдь не от хорошей жизни. Необходимость средних танков, как основы бронетанковых сил, англичане не отрицали, но каждый раз что-то не клеилось. Не говоря уже о том, что сама по себе структура танковых подразделений английской армии выглядела очень далекой от идеала. После разгона EMF (Experimental Mechanised Force, экспериментальная механизированная группа), который случился в 1929 году под надуманным предлогам, бронетанковые силы находились в нокауте. Даже наличие танков ничего бы в первой половине 30-х годов не решило.
Ситуация стала меняться после того, как 25 января 1934 года сэр Арчибальд Армар Монтгомери-Массингбёрд, начальник Имперского Генерального штаба, санкционировал формирование Танковой бригады. Ее возглавил Перси Хобарт, одновременно назначенный инспектором Королевского танкового корпуса. Большой энтузиаст бронетанковых сил, Хобарт стал тем человеком, благодаря которому началось возрождение английских танковых войск. Хобарту принадлежит идея создания нового класса танков - пехотных. Под этим обозначением скрывались неспешные боевые машины, предназначенные, как уже понятно из названия, для поддержки пехоты. Пехотные танки могли быть и легкими, и средними, а позже еще и тяжелыми. По их поводу сломано немало копий, но в итоге именно пехотные танки стали самыми массовыми в английской армии, да и показали они себя вполне неплохо. При этом сохранялось развитие средних танков, причем A9, первый танк, который создавался при Хобарте, должен был отличаться достаточно высокой подвижностью. Создавалась эта машина для глубоких маневров во вражеских тылах. Эта концепция применения средних танков впервые была проработана в ходе первых маневров Танковой бригады осенью 1934 года. Впрочем, A9E1, первый опытный образец которого вышел на испытания в апреле 1936 года, если и соответствовал данной концепции, то лишь отчасти.
Направление развития средних танков было случайно подсказано совершенно не там, где ожидали сами англичане. В начале сентября 1936 года состоялись маневры войск Белорусского военного округа. По большому счету, это были даже не маневры, а демонстрация возможностей механизированных частей Красной Армии, а также воздушно-десантных соединений. На эти маневры специально пригласили высокопоставленных представителей английской, французской и чехословацкой армий. Среди них оказался и новоиспеченный помощник начальника отдела механизации британского Военного министерства подполковник Жиффар Мартель.

Мартель сам по себе являлся фигурой крайне непростой. С танками он был знаком еще с 1916 года, также Мартель оказался одним из тех, кто популяризировал танкетки. Его танкетки серийными не стали, но его роль в создании этого класса боевых машин большая. В танках он разбирался очень хорошо, и то, что Мартель увидел на маневрах, здорового ему напомнило те самые маневры Хобрата 1934 года. Разница в том, что Красная Армия имела на вооружение танки, прекрасно подходившие для подобных операций. Речь идет о колесно-гусеничных танках семейства БТ. Легко сложив в голове факты, Мартель понял, какие танки нужны вместо средних. Так родился английский "автострадный" танк - крейсерский. Скоростная боевая машина среднего типа, способная независимо действовать во вражеских коммуникациях. Именно то самое, что и хотел Хобарт. Оставалась самая малость - создать такой танк. Так началась история создания Cruiser Tank Mk.III, первого полноценного английского крейсерского танка.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/bt-na-angliiskii-maner-605ca67af6acd7394211addf

Другие статьи по английским средним танкам:
Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж
Tags: cruiser tank iii/iv
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Больше дакки для Шермана-амфибии

    Эксперименты англичан в области танкостроения не особо известны, но всевозможных приспособ они разработали немало. Причем, в отличие от немцев, это…

  • 60-тонный луноход

    В военно-технические музеи, особенно танковые, часто едут на вполне определенные экспонаты. Или на технику вполне определенных стран. И так…

  • Тяжелая самоходная кошка со стрельбища в Пирбрайте

    Немецкая самоходная артиллерия развивалась по, можно сказать, хаотичному сценарию. Особенно это касалось истребителей танков. Сначала речь шла о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment