Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Танк поддержки, который получился

Концерн Krupp в межвоенный период очень быстро стал своеобразны локомотивом немецкого танкостроения. Так исторически сложилось, что первое время именно в Эссене находился центр разработки немецких танков. Первенцем стал средний Armeewagen 20, который позже переименовали в Großtraktor. Там же в 1928 году начинали разработку легкий танк Kleintraktor, позже ставший Leichttraktor. Наконец, Krupp в 1930 году начал разрабатывать малый танк Kleintraktor. Таким образом, три из четырех немецких танков (Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV) являвшихся основной немецких бронетанковых сил, начали свое развитие с проектов, которые изначально создавались Krupp. Правда, только Kleintraktor, он же La.S., он же Pz.Kpfw.I, остался под крылом Krupp. В случае с Großtraktor и Leichttraktor ситуация оказалась несколько иной. Вместо монопольной разработки случилась конкурентная борьба, в которой концерн проиграл. Несмотря на то, что оба танка оказались неудачными, победа формально оказалась не на стороне Krupp, а за разработками Rheinmetall Borsig.
К середине 30-х годов ситуация только усугубилась. Для начала, не всё хорошо оказалось с Kleintraktor, он же La.S. По результатам разработки машина получилась более тяжелой, нежели предполагалось по заданию, поэтому до исходных скоростных характеристик добраться не удалось. Еще хуже дела обстояли с башней и подбашенной коробкой. Сначала Krupp не смог поставить во вращающуюся башню 20-мм автоматическую пушку, предложив вместо нее рубку. Дальше, когда вооружение поменяли на спарку пулеметов, Krupp откровенно не смог ни в разработку башни с подбашенной коробкой, ни в их производство. Поэтому крупносерийные Pz.Kpfw.I получили башни с подбашенными коробками Daimler-Benz. Кроме того, до разработки шасси Nb.Fz., который сменил Großtraktor, концерн вообще не допустили. В конкурсе на Z.W., который сменил Leichttraktor, Krupp попросту проиграл. В результате всё, чем концерн мог довольствоваться на тот момент - это победа в разработке башен для Nb.Fz., а также в разработке башен с подбашенными коробками для Z.W., кусок немаленький, но несоразмерный в амбициями оружейного гиганта из Эссена.

Во второй половине 1934 года начались работы по созданию танка, который изначально имел обозначение verbesserten Nb.Fz. (улучшенный Nb.Fz.). Связано это оказалось с несколькими причинами. Во-первых, Rheinmetall Borsig, традиционно для немецких танкостроителей, не попал в весовые характеристики, поэтому вместо 15 тонн получилось 23. Во-вторых, опыт использования авиационных моторов признали неудачным, поскольку пиковые данные по мощности и крутящему моменту находились в районе 1400-1600 об/мин. Это приводило к повышенной нагрузке на трансмиссию, прежде всего коробку передач. Поэтому их приходилось усиливать, что приводило к росту массы. В-третьих, использование сразу двух пушек в одной установке признали неудачным. В-четвертых, при кормовом размещении ведущих колес наблюдались частые случаи сброса гусеничных лент. Всё это привело к появлению совершенно новой спецификации. Боевая масса оценивалась в 17-18 тонн, использовался специальный мотор Maybach HL 100 TR, а трансмиссия перекочевала в носовую часть корпуса. Башен стало две - главная, а также пулеметная в передней правой части корпуса.

Поначалу контракт на verbesserten Nb.Fz. (с 14 ноября 1934 года B.W., то есть Begleitwagen, танк поддержки) достался Rheinmetall Borsig. Krupp задействовали только как разработчика башни, поскольку еще по опыту Nb.Fz. было понятно, что в Эссене с этим справляются лучше. Но у Krupp амбиции оказались гораздо больше. Еще в ноябре 1934 года руководство Krupp недвусмысленно дало понять, что не собирается прозябать на задворках танковой программы. В конце концов, концерну удалось подавить своё мнение в 6-й отдел Департамента Вооружений. 13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца после начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил своё видение B.W. Об этом танке и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samyi-massovyi-nemeckii-tank-rodivshiisia-iz-bashni-606f332625e3fa253108c942

Другие статьи по немецким средним танкам:
Статья по экспортному среднему танку m.K.A.
Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H
История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H
Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений
Pz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годов
Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах
История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки
Begleitwagen Rheinmetall, или B.W. Rh, незадачливый сменщик среднего танка Nb.Fz.
Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.E
T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии
История создания и применения Pz.Kpfw.IV Ausf.F, последней версии танка с 75-мм короткоствольным орудием 7.5 cm KwK L/24
Почему "Пантера" так и не смогла полностью заменить Pz.Kpwf.IV
Tags: pzkpfw iv
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Всегда так езжу"

    У нас тут периодически ругаются, что в ходе проведения парадов и репетиций к ним возникают большие пробки. Между тем, китайские водители просят…

  • Чтобы помнили

    К 9 мая Министерство Обороны РФ обычно делает подарки в виде очередной странице, посвященной тому или иному историческому событию. Это очень хорошее…

  • Трамбование на Тверской

    Послезавтра в Москве состоится парад, приуроченный к 76-й годовщине в Великой Отечественной войне. Поскольку дата не круглая, то и парад не блещет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments