yuripasholok

yuripasholok 5 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Covenanter как мостоносец

В истории практически любой танкостроительной державы есть боевая машина, о которой там стараются не вспоминать. Обычно такого забвения удостаивается танк, который приняли на вооружение, запустили в серию, но он оказался настолько неудачным, что использование его в бою не представлялось возможным. Бывали случаи, когда такие неудачники даже доезжали до поля боя, но по ряду причин боевые характеристики оказывались далеко не на высоте. Имеются таковые боевые машины и в английском танкостроении, причем у англичан есть, из чего выбирать. Например, есть Infantry Tank Mk.I, крайне спорная боевая машина, чей боевой дебют превратился в катастрофу. После Арраса и Дюнкерка этот танк более никогда не направляли на фронт, дальше учебных подразделений, где он довольно быстро оказался заменен, путь Infantry Tank Mk.I оказался заказан.
Существовал, впрочем, еще один английский танк, который оказался гораздо более массовым, чем Infantry Tank Mk.I, но на его фоне предшественник выглядит очень даже неплохо. Речь идет о Cruiser Tank Mk.V, более известном как Covenenter. У этой боевой машины есть особенность, которая ее совсем не красит. Covenanter стал самым массовым из не воевавших танков. Всего была построена 1771 машина данного типа, причем основной объем выпуска пришелся на время, когда уже стало понятно - на фронт отправлять этот кипятильник на гусеницах нельзя. Попытка поставить оппозитный двигатель DAV разработки Henry Meadows превратилась в кошмар. Для снижения высоты корпуса систему охлаждения разместили так, что она попросту не обеспечивала нормальный тепловой режим. На всё это наложилось еще и то, что танк создавали в спешке, запуская в производство еще до отработки опытного образца. В результате испытания первого серийного танка оказались кошмаром. После 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа она поднялась до запредельных 177 градусов. То есть система охлаждения попросту вскипела. Также танк страдал массой механических проблем. По ходу производства систему охлаждения отчасти удалось привести в чувство, а надежность существенно повысилась. 4 танка даже отправили в Северную Африку. Но это было уже поздновато, да и там они попросту сломались.

Крайне сложная ситуация с техническим состоянием Covenanter не означало, что выпуск танка остановят. Даже в таком "сыром" виде он был лучше, чем вообще ничего. Кроме того, его собрат, Crusader, на практике если и отличался в лучшую сторону, то не сильно. Поэтому Covenanter являлся танком-резервистом, который строился на случай возможного вторжения в Англию, а также в качестве учебной машины. Даже такой ненадежный, он всё равно выглядел лучше Cruiser Tank Mk.I-Mk.IV, которые к осени 1941 года являлись не более чем мишенями на поле боя. Кроме того, даже столь ненадежное, поначалу, шасси вполне можно было использовать и для других задач, нежели по прямому назначению. В этом смысле англичане поступили рационально. Стремительно устаревающие, либо неудачные шасси они часто использовали как базу для специальной техники, прежде всего инженерной. Cruiser Tank Mk.V в этом списке стал первым.

В начале 1941 года, для нужд Королевских Инженерных Войск был разработан 30-футовый (9-метровый) мостоукладчик No.1 Scirrors Bridge. Это стало продолжением работ, начатых еще в Первую мировую войну. Изначально базой для мостоукладчика предполагался Cruiser Tank Mk.II, но довольно быстро стало понятно, что идея эта неправильная. По надежности этот танк не сильно отличался от Cruiser Tank Mk.V, да и возможности по нагрузки оказались крайне скромными. Поэтому уже вскоре выбор пал на шасси танка, который с сентября 1941 года стали именовать Covenanter.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/mostoukladchik-iz-beznadejnogo-angliiskogo-kreisera-6076d72612a6102f16eb98a0

Другие статьи по английским и средним крейсерским танкам:
Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж
История Cruiser Tank Mk.III, первого английского полноценного крейсерского танка

Больше о политике и обществе

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Автор записи увидит Ваш IP адрес