Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Categories:

Как упустить хорошее самоходное шасси и ничего не понять

Немецкие самоходные артиллерийские установки поначалу выглядели весьма специфично. Согласно концепции, которую с 1934 года продвигал Освальд Лутц, инспектор моторизованных частей и один из создателей немецких танковых войск, предполагалось создать целое семейство САУ. Помимо того, что эти боевые машины предполагалось строить на полугусеничных шасси, так еще и предполагался круговой обстрел. Получались скоростные боевые машины, задачей которых являлась борьба с вражескими танками. Столь оптимистичные выводы насчет полугусеничных шасси объяснялись тем, что они, на фоне неудачных гусеничных САУ предыдущих разработок, обладали куда более высокой подвижностью. Не менее важным моментом являлось то, что эти шасси, в разработке которых участвовал Генрих Книпкамп, еще и работали. Они не страдали перегревом мотора, с них не слетали гусеничные ленты, одним словом, работали совсем иначе. Правда, затребованные Лутцем характеристики оказались чересчур оптимистичными, да и 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, первая такая машина, скорее разочаровала. Поэтому легкий истребитель танков довольно тихо ушел в небытие. Несколько лучше оказалась ситуация с более тяжелым истребителем танков. 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 получился более быстрым и менее сложным, но и его пришлось переделывать.

Летом 1938 года ситуация резко изменилась. После того, как 4 февраля 1938 года на должность главнокомандующего немецкими сухопутными войсками назначили генерал-полковника Вальтера фон Браухича, началась подготовка к войне. Перестановки, которые были сделаны Гитлером, расчистили ему путь к планам по экспансии. Размеренная жизнь в немецком Управлении Вооружений закончилась, зато начались срочные решения. Летом 1938 года началась разработка совершенно иной боевой машины - истребителя ДОТ-ов. Чтобы пробить брешь вглубь вражеской территории, требовалось прорвать эшелонированные линии обороны, таковые имелись у Чехословакии, Бельгии и Франции. В числе разработок по данной теме была и 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). К разработке этой боевой машины привлекли Фердинанда Порше. 16 августа 1938 года на заводе Daimler-Benz werk 40 (Берлин) прошло совещание по проектам истребителей ДОТ-ов. Порше подверг разработку 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) критике, поскольку машина получалась слишком высокой, а также получился перегруз на 2 тонны. Как показали дальнейшие события, всё оказалось не так плохо. Как истребитель ДОТ-ов 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) использовать уже не планировалась, ее применяли как истребитель танков. Но выводы Порше приняли к сведению. Производство машины ограничили 10 единицами.

Полугусеничные истребители ДОТ-ов 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) стали последними боевыми машинами, построенными по такой концепции. Далее начались работы по чисто гусеничным "самоходным лафетам", работы по которым велись силами Krupp. Первенцем стал истребитель ДОТ-ов 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, позже переименованный в Pz.Sfl.IVa. Данная машина должна была получить 105-мм орудие Kanone 18. Первые эскизные наработки по машине появились 25 апреля 1939 года, но она довольно быстро "утонула" в согласованиях. 6-й отдел Департамента Вооружений и Krupp имели диаметрально противоположные мнения насчет шасси. В итоге получилась машина, которую прозвали Dicker Max, намекая на ее неторопливость. По крайней мере, эти машины, в количестве двух штук, построили, но уже как истребители танков. Вторым по счету самоходным лафетом стал Pz.Sfl.IV (leFH 18), проект которого был готов в сентябре 1939 года. Фактически данное шасси являлось видением Krupp исходного варианта Pz.Slf.IVa, но уже со 105-мм гаубицей, причем в башне. Данная машина более известна как Pz.Sfl.IVb, позже ее изготовили пробной партией в 10 штук. Правда, случилось это через два с лишним года после демонстрации первого эскизного проекта. Наконец, ближе к концу 1939 года появился третий самоходный лафет - Pz.Sfl.IVc. Данная боевая машина создавалась как прямой сменщик 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8).
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/upuscennyi-shans-poluchit-skorostnoi-samohodnyi-lafet-6079d3b23d51355a00e550e4

Другие статьи по немецким САУ:
История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette
Машина снабжения gep. Munitionsschlepper VK 3.01/ VK 3.02 и самоходные установки на ее базе
История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G
История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)
Дополнительное бронирование StuG 40
Tags: самоходные лафеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "После сборки обработать напильником"

    Испытания опытных изделий - это зачастую еще тот аттракцион по втиранию заказчику всякой дичи. Это касается любых типов вооружения и военной техники.…

  • Универсальная тележка по-немецки

    Музей Техники Вадима Задорожного - это не только большая коллекция бронетехники снаружи, но и много чего интересного внутри. В том числе это касается…

  • Изменчивый Landsverk L-60

    Опытные образцы бронетанковой техники часто становятся объектами для различных опытов. Если машина более-менее удачная, то в дальнейшем она часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments