Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Колесно-гусеничный самоходный лафет от Кристи

Американского конструктора и изобретателя Джона Уолтера Кристи в основном знают как создателя колесно-гусеничного танка, ставшего прародителем советского БТ и английских "крейсеров". Между тем, этот танк, обессмертивший имя его создателя, на самом деле был вершиной творения позднего периода творчества Кристи. То, чем занимался изобретатель до того, обычно мало вспоминается. Это не очень-то справедливо, поскольку в реальности наиболее успешный период деятельности Кристи связан с первыми двумя десятилетиями XX века. Созданные им в конце 20-х - первой половине 30-х годов боевые машины являлись уже детищами человека, вдрызг поругавшегося с американскими военными, не желающего идти на уступки и поэтому, в конечном счете, и проигравшему.

Так было далеко не всегда. Да и танки изначально вообще не являлись для Кристи профильной работой. Его пусть начинался с судостроения, точнее, создания силовых установок для гражданских судов. Позже он начал разрабатывать узлы и агрегаты для военного судостроения, включая механизмы поворота башен эскадренного броненосца 1-го ранга USS Maine (BB-10). В начале XX века Кристи заболел автомобилями. Он построил несколько гоночных машин, став первым, кто достиг скорости 100 миль в час. Не менее интересно то, что его машины имели передний привод и поперечное расположение мотора. Занятия автоспортом едва не стоили ему жизни, тем не менее, на некоторое время автомобили стали главным бизнесом Кристи. Не преуспев в создании классических машин, изобретатель нашел золотую нишу в секторе пожарной техники. Мотоблоки Front Drive Motor Company, которые использовались на старых пожарных прицепах, были весьма популярны. Всего их изготовили около 600 штук, для того времени это очень приличное число. Возможно, бизнес развивался бы и дальше, но Первая мировая война изменила всё.

В 1916 году началось сотрудничество Джона Уолтера Кристи с американским Департаментом Вооружений. Первым результатом этой работы стало создание Self-propelled wheeled mount for 3-inch antiaircraft gun model of M1917. Это был колесный "самоходный лафет", который базировался на наработках по моноблокам Front Drive Motor Company для пожарной техники. Заказ 4 таких шасси стал для Кристи сигналом для полной переориентации на военные заказы. Выпускать моноблоки Front Drive Motor Company прекратила, что оказалось большой ошибкой. Не менее интересно то, что Кристи очень быстро перешел от колесных к колесно-гусеничным боевым машинам. Первой из них стала Christie Motor Carriage for 8-inch Howitzer, созданная в 1918 году. Эта самоходная платформа для 8-дюймовой (203-мм) гаубицы Mk.VI стала первой в мире колесно-гусеничной боевой машиной. Конструкция получилась дорогой, но при этом максимальная скорость достигала 26 км/ч. В то время ни один танк не развивал такую скорость. По итогам испытаний предполагалось заказать 350 таких САУ, но окончание войны перечеркнуло эти планы. Тем не менее, после окончания Первой мировой войны разработка колесно-гусеничных САУ продолжилась. Вершиной этих разработок стала серия САУ Christie 155 mm Self-Propelled Mount.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kolesnogusenichnyi-lafet-dlia-gpf-609138e54461ec746c2cdaee

Другие статьи по американским гусеничным САУ:
Проекты легких американских истребителей танков GMC T20, T29 и T50
История создания американского легкого истребителя танков GMC T56 на шасси Light Tank M3A3
История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3
Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10
История создания истребителя танков Gun Motor Carriage T72, модернизации GMC M10, которая оказалась запоздалой
Эксперименты по установке оборонительного вооружения на САУ GMC M40
История создания самоходного миномета Mortar Motor Carriage T94, который базировался на шасси GMC M40
Взлет и падение истребителей танков
К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"
Tags: американские САУ, колесно-гусеничные танки, танки Кристи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Всё сложно"

    Вчера исполнилось 80 лет, как в Москве было объявлено осадное положение. По факту это была уже констатация факта. Враг был еще на подступах, но…

  • Первая из отечественных серийных безоткаток

    Есть у меня традиция - осенью и весной по питерским музеям мотаться. Как показывает практика, за это время там что-то новое появляется, или…

  • Последний из "советских" Шерманов

    Самобичевание является одним из довольно частых у нас явлений. Это касается, в том числе, и советской танковой промышленности военного периода. Чего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments