Промежуточные танки из Праги
До середины 30-х годов о чехословацком танкостроении особо никто и не знал. Чехословакия больше была известна благодаря своей артиллерией и стрелковым вооружением, на этом поприще первые крупные успехи имели место уже к концу 20-х годов. С танками же поначалу дела складывались плохо. Попытки привести к нормальному виду Kolohusenka (KH-50), колесно-гусеничный танк, разработанный Йозефом Фольмером, ни к чему хорошему не привели. Даже постепенное повышение подвижности не особо помогло, поскольку имелись проблемы концептуального характера. Во-первых, сама по себе идея создания танка путем переделки тракторного шасси являлась крайне сомнительной, поскольку подвижность исходной конструкции изначально не была выдающейся. На этом обожглись не только в Чехословакии: Hanomag Z WD 50, как базу для боевой машины, выбрали и немцы, причем там совсем ничего не получилось. Во-вторых, колесно-гусеничный танк на базе Hanomag Z WD 50 страдал типичными проблемами схемы "не как у Кристи". Это слишком узкое боевое отделение и отделение управления, а также недостаточная управляемость на гусеничном ходу. Естественно, была возможность расширить корпус, но тут дело уже упиралось в габариты машины. К концу 20-х годов стало ясно, что дальше развивать данную тему не имеет никакого смысла.
Прорыв в чехословацком танкостроении случился с начала 30-х годов. Во многом он оказался результатом деятельности компании ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), образованной в 1929 году путем слияния нескольких фирм. Она довольно плотно сотрудничала с Vickers-Armstrongs, главным результатом взаимодействия английского и чехословацкого бизнеса стала организация производства танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В чистом виде она чехословацким военным оказалась неинтересной, но сама по себе концепция этой машина стала основополагающей для разработок ČKD. На базе Carden-Loyd Mk.VI быстро появилась своя разработка - P-I, буква P означала Praga, автомобильную марку, входившую в состав ČKD. Под руководством Алексея Сурина, главного конструктора ČKD по танкостроению, английская компоновочная схема развилась в легкий танк P-II. Официально его приняли на вооружение чехословацкой армии 13 июля 1935 года, но всё было понятно уже весной 1934 года. В лице P-II чехословацкий производитель получил платформу, от которой можно было отталкиваться при создании более совершенных машин.

В августе 1934 года MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) подготовило доклад, посвященный развитию чехословацкого танкостроения. Базировался доклад на результатах первых маневров чехословацкой армии в Миловице с массовым участием бронетехники. По итогам выяснилось, что танкетки являются тупиковым путем развития, поэтому дальше установочной партии из 70 Tč vz.33 (серийная версия P-I) дело не продвинулось. Совсем иная ситуация виделась с танками. На активность нацистов в Германии Чехословакия, имевшая сложную ситуацию в Судетах, отреагировала первой. Помимо начала строительства Линии Бенеша, началась ускоренная программа оснащения армии современными образцами бронетанковой техники. Легкие танки P-II, позже ставшие LT vz.34, являлись скорее первым шагом к идеалу. P-II отнесли к категории II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Также появилась еще одна категория - II-a. Она обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. Для сопровождения пехоты предназначались танки категории II-b, у них толщина брони должна была составлять 25 мм по периметру. И вот за эти две категории развернулось ожесточенное сражение. На кону стояла поставка, в период с 1934 по 1937 годы, 297 танков категорий II, II-a и II-b. При этом ČKD отнюдь не являлась монополистом. Škoda, которая проиграла контракты по категориям I и II, жаждала реванша. Об этих машинах и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnye-zvenia-v-istorii-kd-6075c7ee62aaf54f2543c816
Другие материалы по чехословацкой бронетехнике:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33
Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники
Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию
Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38
Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным
TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны
Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией
Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию
Прорыв в чехословацком танкостроении случился с начала 30-х годов. Во многом он оказался результатом деятельности компании ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), образованной в 1929 году путем слияния нескольких фирм. Она довольно плотно сотрудничала с Vickers-Armstrongs, главным результатом взаимодействия английского и чехословацкого бизнеса стала организация производства танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В чистом виде она чехословацким военным оказалась неинтересной, но сама по себе концепция этой машина стала основополагающей для разработок ČKD. На базе Carden-Loyd Mk.VI быстро появилась своя разработка - P-I, буква P означала Praga, автомобильную марку, входившую в состав ČKD. Под руководством Алексея Сурина, главного конструктора ČKD по танкостроению, английская компоновочная схема развилась в легкий танк P-II. Официально его приняли на вооружение чехословацкой армии 13 июля 1935 года, но всё было понятно уже весной 1934 года. В лице P-II чехословацкий производитель получил платформу, от которой можно было отталкиваться при создании более совершенных машин.

В августе 1934 года MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) подготовило доклад, посвященный развитию чехословацкого танкостроения. Базировался доклад на результатах первых маневров чехословацкой армии в Миловице с массовым участием бронетехники. По итогам выяснилось, что танкетки являются тупиковым путем развития, поэтому дальше установочной партии из 70 Tč vz.33 (серийная версия P-I) дело не продвинулось. Совсем иная ситуация виделась с танками. На активность нацистов в Германии Чехословакия, имевшая сложную ситуацию в Судетах, отреагировала первой. Помимо начала строительства Линии Бенеша, началась ускоренная программа оснащения армии современными образцами бронетанковой техники. Легкие танки P-II, позже ставшие LT vz.34, являлись скорее первым шагом к идеалу. P-II отнесли к категории II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Также появилась еще одна категория - II-a. Она обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. Для сопровождения пехоты предназначались танки категории II-b, у них толщина брони должна была составлять 25 мм по периметру. И вот за эти две категории развернулось ожесточенное сражение. На кону стояла поставка, в период с 1934 по 1937 годы, 297 танков категорий II, II-a и II-b. При этом ČKD отнюдь не являлась монополистом. Škoda, которая проиграла контракты по категориям I и II, жаждала реванша. Об этих машинах и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnye-zvenia-v-istorii-kd-6075c7ee62aaf54f2543c816
Другие материалы по чехословацкой бронетехнике:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33
Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники
Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию
Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38
Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным
TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны
Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией
Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию