В июне 1939 году появился еще более странный аппарат, который перещеголял S.W. по массе. Речь идет об A.W. (Artilleriewagen, или артиллерийский танк). Предполагалось, что боевая масса этой машины превысит 80 тонн, а толщина брони составит 100 мм. В качестве вооружения предполагались 105-мм гаубицы с длиной ствола либо 20, либо 28 калибров. Как и D.W., S.W. и прочие, шасси данного танка разрабатывалось Henchel под чутким руководством 6-го отдела Департамента Вооружений. То есть Эрвин Адерс, главный конструктор подразделения Henschel, отвечавшего за разработку танков, реализовывал требования Генриха Книпкампа, фактического монополиста в деле проектирования танковых шасси. Увы, никаких изображений A.W. не сохранилось, но зная, как выглядел тот же S.W., можно примерно себе представить данную машину. Впрочем, уже в июле 1940 года A.W. скончался, став первой жертвой изучения опыта французской кампании. Она показала, что бронированные мастодонты с короткостволами не нужны, а боевая масса 30 тонн являлась предельной. Как самый тяжелый, A.W. первым и прикрыли, но не совсем. Krupp, разработчик башни для данного танка, продолжил работы по установке 105-мм орудия в башню VK 30.01, а также адаптации башни A.W. к шасси 30-тонного танка. Из двух направлений выбрали самое простое, то есть адаптацию орудия к башне VK 30.01. Так появилась башня D.W.(10 cm). Толщину лобовой брони башни увеличили до 80 мм.

Попытка адаптации 105-мм танковой гаубицы от A.W. к башне VK.30.01 привела к тому, что летом 1940 года начал вырисовываться новый танк. Толщина брони выросла до 80 мм в лобовой части, по итогам боевая масса поднялась до 36 тонн. Не менее важно то, что на повестке дня снова появилась идея создания подвижного тяжелого танка. В качестве силовой установки для данной машины было решено использовать мотор Maybach HL 174, объемом 17,4 литра и мощностью 450 лошадиных сил при 3000 об/мин. Рост массы также заставил переработать ходовую часть. Вместо адаптации 105-мм орудия фактически получился новый танк, причем разрабатывался он параллельно с VK 30.01. Данная машина получила обозначение VK 36.01. Кроме того, в начале 1941 года форсировали разработку третьего тяжелого танка - Typ 100 от Porsche K.G. Вскоре он стал именоваться как VK 30.01(P), а разработка Henschel - как VK 30.01 (H). Итого, три танка, из них один с 75-мм короткоствольной пушкой, второй со 105-мм гаубицей, а третий - с 88-мм орудием, имеющим баллистику зенитки Flak 18/Flak 36. 80 лет назад случилось событие, которое еще больше разнообразило происходящую ситуацию. 26 мая 1941 года Гитлер утвердил на совещании измененные требования на вооружение и броневую защиту тяжелых танков. Толщина лобовой брони корпуса и башни увеличивалась до 100 мм, а бортов – до 60 мм. В случае же с VK 36.01 вооружение менялось на длинноствольную систему.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/predshestvennik-tigra-s-konicheskim-stvolom-60a61450f448444f4d4ba2b7