Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Транспортер с километром испытаний

"Подружить" мотоцикл с гусеничным приводом пытаются уже очень давно, причем первая такая попытка зарегистрирована еще в конце XIX века. Еще в 1899 году Генри Стит из штата Канзас подал заявку на изобретение, коим являлся гусеничный велосипед. Существуют очень большие сомнения, что детище Стита могло бы уверенно передвигаться, но начало гусеничному безумию он положил. Очень похожие идеи, как педальные, так и с двигателем внутреннего сгорания, появлялись очень часто. Порой авторы предлагали то же самое, даже не зная о том, что, пардон, изобретают велосипед. В отделе изобретений ГАБТУ КА такие штуки тоже есть, и в немалом количестве. Надо сказать, что военные в разных странах смотрели на гусеничные мотоциклы с интересом. Правда, каждый раз получалась что-то не особо подходящее для эксплуатации. Либо гусеничный/полугусеничный мотоцикл получался слишком тяжелый, либо управляемость его оставляла желать лучшего. Либо и то, и другое. Тем не менее, попытки создания таких аппаратов не прекращались, особенно на этом поприще отличились французы. Ничего у них, впрочем, так и не получилось, хотя в "Мотомире Вячеслава Шеянова" можно увидеть один из образцов такого творчества - Moto-Chenille Mercier.

Единственный человек, который смог совместить гусеничный привод и мотоциклетную сущность - это Генрих Книпкамп. Разумеется, речь идет о Kleines Kettenkraftrad HK 101, более известном как Kettenkrad. Тонкость ситуации в том, что полугусеничным мотоциклом его называют во многом ошибочно. Секрет успеха Книпкампа в том, что он и не делал мотоцикл. На самом деле это гусеничный тягач, имеющий впереди колесо на мотоциклетной вилке. Предназначено эта система для двух целей. Первая - увеличение общей длины машины, то же самое, что и на обычном полугусеничном тягаче. Вторая, такая пересекающаяся с тягачом цель - это обеспечение управляемости на высоких скоростях. А на бездорожье переднее колесо порой с Kettenkrad снимали, ибо оно мешало. Поворачивать тягач мог и без него - при помощи фрикционов, которые включались на больших углах поворота руля. С Kettenkrad, кстати говоря, у нас познакомились в 1942 году. Тот самый экземпляр, что ныне стоит в парке "Патриот", испытывали по типовой программе "джипов". В него даже впрягли 2-тонную зенитную автоматическую пушку 61-К, от чего ему тут же стало плохо. В связи с этим "мототягач NSU", как его назвали на НИБТ Полигоне, признали плохим, уступающим ГАЗ-64. У военных свои причуды.

Идеи гусеничных и полугусеничных мотоциклов активно предлагались не только за рубежом, но и в Советском Союзе. Как правило, речь шла о том, чтобы создать на базе обычных мотоциклов, а то и велосипедов, снегоходов. Идея не лишена смысла: в наши времена существуют специальные комплекты для мотоциклов, которые превращают их в аналоги снегоходов. Вместе с тем, существовали и единичные предложения создать нечто, похожее на немецкий Kettenkrad. То есть гусеничный мотоцикл. Такие предложения базировались на идее машины с очень низким удельным давлением. Такой гусеничный мотоцикл мог пройти там, где мотоцикл неминуемо вяз. Подавляющее большинство идей подобного рода так и осталось предложениями, но как минимум один раз дело дошло до опытного образца. Его не просто построили, но еще и направили на НИБТ Полигон. Об этом чуде технической мысли и поговорим. В своё время я делал материал по машине в журнале "Броня", откуда его периодически перепевают. Самое время рассказать о машине немного подробнее.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/dognat-i-peregnat-kettenkrad-60e4dfdd18360b6d82838a38

Другие статьи по советским гусеничным и полугусеничным тягачам, а также машинам на их базе:
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5
Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"
Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2
Проект многоцелевой инженерной машины 212 (С.Т.), которая должна была использоваться в качестве тяжелого танкового эвакуатора
Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, успешно прошедший испытания, но не успевший на конвейер
Состояние советской автомобильной промышленности и производства артиллерийских тягачей к началу Великой Отечественной войны
Tags: мотоциклы, сон разума
Subscribe

  • "Гранаты у них не той системы"

    Ныне на кино про войну снова дают деньги, немалые, посему антимидасы от отечественного синематографа ринулись в бой. Ну а поскольку на нормальное…

  • "Но в главном-то они правы!"

    Среди так называемых девочек-дизайнеров, которые очень часто совсем даже не девочки, есть отдельная категория. Зовется она "ленивая задница".…

  • "Вот это поворот!"

    Развитие этих ваших интернетов приводит к тому, что информации становится всё больше. Открыты архивы, опять же. Но порой вылезают такие факты, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments