Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Колесно-гусеничный танк раздора

История танков разработки Джона Уолтера Кристи со стороны может показаться вечным противостоянием изобретателя и американского Департамента Вооружений. Со стороны всё это выглядело как битва неповоротливой американской военной машины и изобретателя-одиночки, смелого, но обреченного на поражение. На самом деле так было далеко не всегда, и даже период наивысшего противостояния Кристи и Департамента Вооружений не так прост, как может показаться. Сложно иметь хорошие отношения с человеком, который создает танки не под тактико-технические требования, а как сам считает нужным. И когда ему прямо намекают, что его "средний" танк по боевой эффективности равнозначен легкому, тот устраивает скандал, отказываясь что-то менять. По то, что вместо модернизации танка он внезапно начинает делать летающий танк, которого вообще нет в системе вооружения, и говорить не приходится. Именно такие истории и стали причиной того, почему Кристи остался не у дел, а Департамент Вооружений отказался с ним иметь дело. Естественно, американские военные сами чудили не хуже Кристи, но нежелание доделать свой танк и предложение совершенно другой, вообще не нужной Департаменту Вооружений, боевой машиной стали апогеем. Причем Кристи поворачивал подобное не один раз.

Между тем, во время Первой мировой войны, когда началось сотрудничество Кристи и Департамента Вооружений, ситуация была совсем другой. Кристи, на тот момент, являлся одним из наиболее успешных подрядчиков американских военных. Его САУ выглядели более удачными, чем разработки Holt, особенно с точки зрения подвижности. Правда, они были очень дорогие, но пока шла война, ситуация выглядела не столь критично. Проблемы начались уже после окончания войны, когда военным резко снизили финансирование. Это, впрочем, не помешало 22 ноября 1919 года заказать у Кристи колесно-гусеничный танк. Причем инициатором данного заказа выступили Департамент Вооружений и американский Танковый Корпус. Успешная разработка колесно-гусеничных САУ дала основание надеяться, что Кристи сделает еще и удачный средний танк. Знали бы американские военные, чем это закончится, вряд ли решились на подобное.

В январе 1921 года Front Drive Motor Company закончила опытный образец среднего колесно-гусеничного танка Christie M1919 Medium Tank. Для своего времени это была передовая конструкция, кроме того, по времени изготовления детище Кристи стало первым американским средним танком. Одновременно это был и первый в мире колесно-гусеничный танк. При этом, впрочем, к Christie M1919 Medium Tank имелся ряд вопросов. Танк не соответствовал целому ряду пункту требований, это касалось, прежде всего, массы. Вместо 18 тонн танк имел массу чуть больше 12 тонн. Таким образом Кристи вписывался в уже имевшуюся силовую установку. Впрочем, гораздо больше вопросов возникло на испытаниях. Даже на колесах танк развил скорость всего 21 км/ч, то есть на треть меньше, чем по требованиям. Кроме того, у части катков попросту отсутствовала подвеска. 21 апреля 1921 года Кристи был вынужден забрать Christie M1919 Medium Tank для доработки конструкции. Вместо доработки ходовой части и исправления обнаруженных недочетов глава Front Drive Motor Company решил создать во многом новый танк. Известный как Christie M1921 Medium Tank, он стал главной причиной разрыва отношений между Кристи и Департаментом Вооружений.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kolesnogusenichnyi-bunt-60fe8ba0d6464c5966135c03

Другие материалы по американским средним танкам:
История американского среднего танка Medium Tank M1921/T1, самого большого американского долгостроя межвоенного периода
Christie M1919 Medium Tank, первый в мире колесно-гусеничный танк, он же первый американский средний танк
M1940 Christie Tank в Советском Союзе
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
История колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T3E2, созданной производителем пожарной техники American LaFrance
Convertible Medium Tank T4/M1, самый массовый американский колесно-гусеничный танк
Американский опытный средний танк Medium Tank T5, прямой предшественник Medium Tank M2
История Medium Tank M2, первого серийного американского среднего танка на платформе Medium Tank T5
История Medium Tank M2A1, среднего танка, который планировали строить крупной серией, чего так и не случилось
К годовщине принятия на вооружение американской армии Medium Tank M3, которого на тот момент еще не существовало
Объективный взгляд на Medium Tank M3, который принято только ругать, хотя с ним далеко не всё однозначно
История появления Medium Tank T20, первой попытки заменить Medium Tank M4
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1
Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23
К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"
История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42
К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2
Convertible Medium Tank M1931, танк, который Кристи делал для американской армии, но купили его англичане
История Medium Tank M46, он же 90 mm Gun Tank M46, один из образцов которого ныне находится в парке "Патриот"
Tags: колесно-гусеничные танки, танки Кристи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "После сборки обработать напильником"

    Испытания опытных изделий - это зачастую еще тот аттракцион по втиранию заказчику всякой дичи. Это касается любых типов вооружения и военной техники.…

  • Универсальная тележка по-немецки

    Музей Техники Вадима Задорожного - это не только большая коллекция бронетехники снаружи, но и много чего интересного внутри. В том числе это касается…

  • Изменчивый Landsverk L-60

    Опытные образцы бронетанковой техники часто становятся объектами для различных опытов. Если машина более-менее удачная, то в дальнейшем она часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments