Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok

Category:

Копейка на экспорт

Среди тех, кто вполне открыто поддерживал нацистов, был и концерн Krupp. Оружейный гигант из Эссена был одним из основных поставщиков артиллерии еще во второй половине XIX века, те же позиции оставались и далее. Естественно, условия Версальского договора Krupp совсем не нравились, так что, всеми правдами и неправдами, в Эссене двигались к производству вооружению. И тут позиция концерна пересекалась с программой НСДАП, выступавшей за отмену запрету Версальского договора. В середине 20-х годов к артиллерии добавилось еще и танкостроение. Именно Krupp стоял за разработками первых немецких танков, впрочем, поначалу их подвинули заклятые друзья из Rheinmetall Borsig, чья штаб-квартира располагалась не сильно далеко - в Дюссельдорфе. В дальнейшем, впрочем, Krupp смог частично отыграть позиции. Во-первых, La.S., легкий танк, создававшийся Krupp с начала 30-х годов, стал первым крупносерийным немецким танком. Не без проблем, конечно, поскольку башня и подбашенная коробка досталась Daimler-Benz, но тем не менее. Во-вторых, в упорной борьбе с Rheinmetall Borsig удалось победить в борьбе за средний танк поддержки пехоты B.W., и вот он достался Krupp полностью. Это не говоря об артиллерии, где Krupp имела большие контракты.

Еще с конца XIX века Krupp зарекомендовал себя как один из ведущих производителей экспортного вооружения. Речь идет, разумеется, об артиллерии. Достаточно сказать, что основная часть японской артиллерии имела немецкие корни. Имелся и опыт сотрудничества с Российской Империей: 122-мм гаубица образца 1909 года являлась орудием Krupp. Весьма широко линейка орудий Krupp была представлена и среди продукции Bofors, с которой концерн сначала конкурировал, а затем взял под свой контроль. По иронии судьбы, в годы Первой мировой войны японские и русские орудия очень активно применялись против самих немцев. Это, впрочем, нисколько не остановило желание Krupp продолжить зарубежные поставки. К началу 30-х годов появились идеи и продажи за рубеж танков.

Первой зафиксированной попыткой Krupp продать танки за рубеж стало предложение, сделанное концерном шведской закупочной комиссии. В январе 1931 года, под соусом "танка Bofors" шведам предлагался Krupp Leichttraktor. Сделка не состоялась, поскольку более интересное предложение сделана Maschinenfabrik Eßlingen AG. Речь шла про колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, более известный как Landsverk L-5. На его базе стали строить более удачный L-30 и чисто гусеничный L-10. На некоторое время Krupp умерил свои экспортные амбиции, поскольку предложить было нечего. Во второй половине 1935 года началась активность по легкому танку, предназначенному для продажи за рубеж. Появившиеся в результате танки l.K.A. и l.K.B. стали попыткой Krupp повторить успех Vickers-Armstongs и ČKD. Правда, на пути этих машин встали силы, которые всего несколько лет назад сам Krupp и продвигал.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/eksportnye-malyshi-ot-krupp-kotorye-ne-poluchilis-61012cc11d61c71b2ac3c49e

Другие статьи по немецким легким танкам:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Krupp
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развития
Немецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилось
История появления Kleintraktor, превратившегося в La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper), прямого предшественника легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.A
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.A, первой по-настоящему массовой боевой машины Вермахта
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, появившегося поздновато, но вполне повоевавшего
Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug
Pz.Kpfw.I Ausf.A в Китае
История немецких легких танков Pz.Kpfw.II Ausf.D
Экранировка для Pz.Kpfw.II
Танки-штурмовики для генерала фон Браухича
Tags: pzkpfw i
Subscribe

  • Командирская единичка

    Вопрос связи между танками встал практически сразу после их появления на поле боя. Первыми некое подобие связи в виде семафора создали англичане, но…

  • Обновленная единичка

    Самые первые легкие танки появились у немцев еще в 1918 году, но поначалу с ними катастрофически не везло. Под руководством Йозефа Фольмера…

  • Первый массовый танк вермахта

    Как известно, желания далеко не всегда соответствуют возможностям. Это в полной мере относится и к немецкому танкостроению, которое поначалу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment