Category:

Буксируемый собрат танковой пушки Ф-30

Если кто-то думает, что в истории отечественной артиллерии мало белых пятен, или их нет вообще, тот очень глубоко ошибается. Их более чем хватает, и по танковым, и по буксируемым система. Разных орудий, которые дже порой существовали в металле, но при этом даже специалисты не могут их определить, хватает с лихвой.
Есть такая пушка-загадка и в экспозиции Военно-Исторического Музея Артиллерии, Инженерных Войск, и Войск Связи, Санкт-Петербург. 22 мая там прошла акция "Ночь Музеев", благодаря чему появился доступ на задний двор. Там стоит много чего интересного, в том числе и орудия-загадки. Как раз о такой системе пойдет речь. Долгое время это орудие определяли как Ф-30, исходя из калибра 85 мм. В принципе, даже почти угадали, поскольку это орудие появилось почти одновременно с танковой системой для тяжелого танка Т-220. Раскопалась эта система случайно, в ходе ковыряния фонда ГАУ в ЦАМО РФ. Дело в том, что КБ завода №92 периодически отчитывалось об опытных работах на текущий период, и среди них нашлась вот эта система. Изначально она именовалась как Ф-28 УДЛ (удлиненная), но позже КБ завода №92 присвоило орудию новый индекс - Ф-7.

Как можно легко заметить, орудие Грабин и его КБ создавали не с нуля. Основой для Ф-7 послужила 95-мм дивизионная пушка Ф-28. Именно как дивизионная система Ф-28 выглядела весьма привлекательно. Боевая масса всего на 250 кг больше Ф-22 УСВ, при этом могущество боеприпаса было куда выше. Кроме того, на базе Ф-28 была разработана танковая система Ф-39, успешно прошедшая испытания в башне Т-28 (сделали 45 выстрелов). Но во второй половине 1940 года ГАУ КА сделало однозначный выбор в пользу 107-мм пушки М60. В том числе и по причине отработанного калибра. И вот тогда появилась альтернатива в виде Ф-7.




Какой-то велосипед изобретать КБ завода №92 не стало. За основу взяли Ф-39 и наложили ствол с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К. В результате получилось, что называется, дешево и сердито. По крайней мере, так казалось на тот момент.





За счет того, что углы возвышения у Ф-7 были высокими, получилась ситуация, когда теоретически получался более мощный аналог Ф-22. Впрочем, для стрельбы по воздуху пушка всё равно подходила плохо.


Развитый орудийный щит.


Он же с внутренней стороны.




С лафетом и так всё понятно - всё та же Ф-28.



Причины забвения Ф-7 очевидны. 85-мм дивизионная пушка Ф-28 УДЛ (Ф-7) явно не имела перспектив, поскольку военные нацелились на М-60, они тогда считали, что она оптимальная система. Что произошел былинный отказ и М-60 оказалась совсем не тем, что надо, поняли потом. Но было уже поздно. А такой пушки, как Ф-7, ой как не хватало к 1943 году. Но уже не как дивизионной, а в качестве противотанковой артиллерии.